semyonov-vb-vestnik-ksu-2024-1.pdf |
- 13
- ПЕРВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ СОНЕТ И ЕГО ПАРОДИЙНАЯ СУЩНОСТЬ
- Семенов В.Б. Первый английский сонет и его пародийная сущность // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 100–106. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-100-106
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-100-106
- УДК: 821(410.1).09
- EDN: JCTRIL
- Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2024
- Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов о том, какой сонет оказался первым образцом национальной жанровой формы в английской поэзии, и о том, какие отношения связывают его текст с предшествующими традициями и конкретными памятниками. Материалом исследования явился фрагмент рыцарского романа Джона Метэма «Аморий и Клеопа». Актуальность исследования обусловлена малой изученностью этого текста. Анализируется форма графической организации выбранного фрагмента на фоне сопоставлений с разными способами организации классических итальянских сонетов, затем содержательные мотивы и цельный сюжет фрагмента соотносятся с содержанием книги Петрарки «О средствах против всякой Фортуны» и более подробно – с сюжетом ранней поэмы Чосера «Книга Герцогини». Отмечается общая боэцианская тема Колеса Фортуны и оцениваются как движение сюжета у Чосера и Метэма, так и фигуры их жалующихся рыцарей, а также причины их страданий. В процессе анализа удается установить, что фрагмент романа, оформленный автором по образцу итальянских сонетов, но с оригинальной рифмовкой, которая станет известна как рифмовка английского сонета, проявляет пародийный характер по отношению к текстам Петрарки и Чосера.
- Ключевые слова: Джон Метэм, «Аморий и Клеопа», рыцарский роман, Франческо Петрарка, Джеффри Чосер, английский сонет, схема рифмовки.
- Список литературы: Семенов В.Б. Полижанровая структура поэмы Дж. Метэма «Аморий и Клеопа» (1449) и бестиарные мотивы в «энциклопедическом» эпизоде её сюжета // Litera. 2023. № 12. C. 403–416. Cеменов В.Б. Сонет // Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. Москва: Просвещение, 2005. С. 154–162. Borghesi P. Petrarch and his Influence on English Literature. Bologna, Nicholas Zanichelli, 1906, 135 p. Bullock W.L. The Genesis of the English Sonnet Form. PMLA, 1923, vol. 38, No. 4, pp. 729-744. Chaucer G. The Riverside Chaucer, ed. by L.D. Benson, 3rd ed. Boston, Houghton Mifflin Co., 1987, 1327 p. Diekstra F.N.M. A Dialogue Between Reason and Adversity: A Late Middle English Version of Petrarch's “De Remediis”. Assen, 1968, 161 p. Einstein L. The Italian Renaissance in England: Studies. New York, The Columbia University Press, 1902, 420 p. Fuller J. The Sonnet. London & New York, Methuen & Co, 1972, 58 p. Metham J. Amoryus and Cleopes, ed. by S.F. Page. Kalamazoo, Medieval Institute Publications, 1999, 142 p. Metham J. The Works of John Metham, Including the Romance of Amoryus and Cleopes, ed. by H. Craig. London, The Early English Text Society, 1916, 184 p. Puttenham G. The Art of English Poesy: A Critical Edition, ed. by Whigham, F.; Rebhorn W.A. Ithaca & London, Cornell University Press, 2011, 498 p. Regan S. The Sonnet. Oxford, Oxford University Press, 2019, 448 p. Rossiter W.T. Chaucer and Petrarch. Cambridge, D.S. Brewer, 2010, 235 p. Sayle Ch. Annals of Cambridge University Library 1278-1900. Cambridge, University Library, 1916, 153 p. Spiller M.R.G. The Development of the Sonnet: an Introduction. London & New York, Taylor and Francis & Routledge, 2004, 246 p. Wilson E. A newly identified Middle English translation from Petrarch. Notes and Queries, 1980, vol. 27, No. 6, p. 500.