23
Дзюбенко Анна Игоревна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
КОГНИТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА: МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ФРЕЙМИНГ
Дзюбенко А.И. Когнитивная организация художественного образа: метафорический фрейминг // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 176–182. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-176-182
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-176-182
УДК: 81’42
EDN: JNVZFA
Дата приема статьи в публикацию: 25.03.2024
Аннотация: Актуальность изучения художественного образа, его онтологического статуса и комплекса функций в парадигме современной лингвистики обусловливается необходимостью понимания специфики художественного текста как результата речемыслительной деятельности автора и рецептивно-интерпретативной деятельности читателя в процессе эстетической коммуникации. Художественный образ воплощает основные качества художественного текста – его концептуальную неспособность к отражению объективной действительности в рамках стратегий условности или жизнеподобия. Художественный текст апеллирует к сети ассоциативных связей, которые возникают у адресата эстетического высказывания в процессе восприятия такого текста на основе обыденного и духовного опыта, фоновых знаний, в том числе и тех, которые обусловливаются общекультурным кругозором личности. В процессе исследования доказано, что художественный образ возникает в процессе абстрагирования и в художественном тексте может быть реализован посредством метафор, в результате чего читатель получает возможность декодировать имплицитные смыслы с помощью наглядных представлений и вербализовать их. На материале текстов романов В.В. Орлова «Альтист Данилов», «Аптекарь» и «Шеврикука, или Любовь к привидению» установлено, что когнитивная организация художественного образа определяется метафорическим фреймингом, который составляет фундамент художественного вымысла: происходит перенос по сходству в отношении ситуаций, событий, характеристик персонажей, репрезентированных в художественном тексте, и знаний, ценностей и смыслов, которые составляют фундамент картины мира адресата.
Ключевые слова: художественный образ, фрейм, художественный текст, концептуальная метафора, метафоризация, когнитивная структура, языковой знак, фикциональность.
Список литературы: Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для студентов филологических специальностей вузов. Москва: Академ-Проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. 462 с. Ван Чж., Дашинимаева П.П. Фрейм, гештальт и образ: равнозначность или смежность категоризации? // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2 (20). С. 29–40. Витгенштейн Л. Философские исследования. Москва: АСТ, 2019. 384 с. Волкова Е.В. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. Москва: Изд-во Минского ун-та, 1976. 286 с. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. Москва: КомКнига, 2007. 144 с. (Лингвистическое наследие ХХ века). Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. Москва: Мысль, 1966. 564 с. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004. 389 с. Клейменова В.Ю. Фикциональность и вымысел в тексте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 143. С. 94–102. Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац [и др.]. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1996. С. 90–93. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Москва: УРСС, 2004. 252 с. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О.Н. Гринбаума; под ред. Ф.М. Кулакова. Москва: Энергия, 1979. 151 с. Молчанова Г.Г. Смыслопреобразующая роль метафоры в контексте радиального расширения концепта // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 2. С. 9–23. Орлов В.В. Останкинские истории: Полное издание в одном томе. Москва: Альфа-книга, 2018. 1278 с. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / пер. с англ. К. Голубович и др. Москва: Логос, 2000. 411 с. Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 1993. 209 с. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: пер. с англ. Москва: Тривола, 1996. 598 с. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студентов вузов. 4-е изд., испр. и доп. Москва: Высш. шк., 2004. 404 c. Шестак Л.А. Когнитивная теория текста // Когнитивно-прагматические векторы современного языкознания: сб. науч. тр. / сост. И.Г. Паршина, Е.Г. Озерова. Москва: Флинта: Наука, 2011. С. 328–334. Шмид В. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры, 2003. 312 с. (Studia philologica). Fauconnier G., Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York, Basic Books, 2002, 440 p. Turner M. Reading minds: The study of English in the age of cognitive science. Princeton, New York, Princeton University Press, 1991, 298 p.
Информация об авторе: Дзюбенко Анна Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия, aidzyubenko@sfedu.ru, https://orcid. org/0000-0002-3228-4277