14
Щукина Марина Сергеевна
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО КОДА В РОМАНЕ Г.Л. ОЛДИ «ВОЙТИ В ОБРАЗ» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШЕКСПИРОВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ
Щукина М.С. Репрезентация евангельского кода в романе Г.Л. Олди «Войти в образ» сквозь призму шекспировской театральной метафоры // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 107–111. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-107–111
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-107-111
УДК: 821.161.1.09”20”
EDN: EZZIMG
Дата приема статьи в публикацию: 15.12.2023
Аннотация: В представляемом исследовании роман «Войти в образ» (1991) Генри Лайон Олди (творческий псевдоним Дмитрия Евгеньевича Громова и Олега Семеновича Ладыженского) рассмотрен как часть гамлетовского текстового пространства современной русскоязычной литературы. Проанализированы особенности репрезентации евангельского кода романа, обусловленные авторской концепцией художественного мироустройства, предполагающей воссоздание действительности по сценическим законам. Установлено, что трансформация евангельского кода в романе происходит в первую очередь на уровне образной системы (Актер-Гамлет-Христос, наставник/Мастер-Мессия, ученик/подмастерье-последователь, сценическое слово как Логос, театр как религия, бездна как невоплощенное творчество), мотивной структуры (мотивы наставничества, веры, спасения и воскрешения души), идейно-тематического наполнения художественного произведения (тема искусства и его Творца, проблема веры и безверия, идея искупления человеческих грехов – гуманистическая миссия главного героя) и детерминирована прежде всего театральностью как ключевой поэтологической категорией романа, лежащей в основе построения художественной действительности «Войти в образ». В связи с этим особое внимание в работе обращено на репрезентацию шекспировской театральной метафоры, а также на интертекстуальную связь романа Г.Л. Олди с трагедией Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский».
Ключевые слова: Г.Л. Олди, евангельский код, гамлетовский контекст, трансформация, шекспировская театральная метафора, Гамлет, Христос, интертекстуальность.
Финансирование и благодарности: статья выполнена по гранту Правительства Российской Федерации (соглашение № 23-28-00989 от 14.06.2022, срок реализации 2023–2024 гг.) «Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретации»
Список литературы: Галич А.А. Старый принц // Bards.ru: междунар. портал авторской песни. URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=4058 (дата обращения: 10.09.2023). Ибатуллина Г.М. Миф – трагедия – мистерия в стихотворении Б. Пастернака «Гамлет» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 62. С. 185–197. Иванченко А.И. Проблема бездны в русской религиозной философии // Богослов.ru: научный богословский портал. URL: https://bogoslov.ru/article/4882752 (дата обращения: 20.09.2023). Олди Г.Л. Войти в образ: Повести, романы, рассказы. Москва, АСТ, 1996. С. 99–230. Павлов И. ИН 1:1–5. Главный богословский текст Нового Завета – его оригинал, поэтика, контекст. Москва: ББИ, 2019. 247 с. Парфенов А.Т. Театральность Гамлета // Шекспировские чтения. Москва: Наука, 1981. С. 38–51. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. Москва: Художественная литература, 1971. 606 с. Черный И.В. Олди Генри Лайон // Фантасты современной Украины: энциклопедический справочник / под ред. И.В. Черного. Харьков: Мир детства, 2009. С. 146–160. Шекспир В. Трагедия о Гамлете, принце Датском / пер. с англ. М.Л. Лозинского // Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. / под ред. А.А. Смирнова. Москва; Ленинград: Academia, 1936. Т. 5. С. 1–175. Oser, Lee. Christian Humanism in Shakespeare: A Study in Religion and Literature. Washington, The Catholic University of America Press, 2022, 300 р.
Информация об авторе: Щукина Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, marishkaschukina@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-4799-154X