20
Богданова Елена Александровна
Адыгейский государственный университет
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСУАЗИВНОСТИ В ЖУРНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
Богданова Е.А. Способы реализации персуазивности в журнальном дискурсе // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 149–156. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-149-156
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-149-156
УДК: 81-26
EDN: RYZXLY
Дата приема статьи в публикацию: 05.02.2024
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной лингвистики: исследованию персуазивных стратегий и тактик в различных видах дискурса. Современные ученые рассматривают языковые средства достижения цели воздействия. Целенаправленность речевых действий является актуальным феноменом в политическом, рекламном туристическом, журнальном и в других видах дискурса. Наиболее явно потенциал персуазивного воздействия проявляется в журнальном дискурсе, являющемся имплицитной моделью социального взаимодействия. Выбор французского женского журнального дискурса в качестве объекта исследования обусловлен особой формой социальной роли западноевропейской женщины. Установлено, что в женском журнальном дискурсе проявляются гендерно маркированные речевые портреты. Предмет исследования: заголовок текста французского женского журнального текста представляет интерес с точки зрения способов языковой реализации персуазивной функции медийного дискурса. Отмечается прагмаориентированность заголовка журнального текста, имеющего особую стратегию реализации основных целей и задач журнального дискурса. Рассматривается эволюция стратегий и тактик персуазивности французского женского журнального дискурса, обусловленная трансформацией роли женщины во французском лингвокультурном сообществе. В статье сформулирован вывод о том, что тематика и языковая организация заголовков французских женских журналов современности и первой половины прошлого века частично совпадают, но имеют различный потенциал реализации персуазивности.
Ключевые слова: персуазивность, речевое воздействие, журнальный дискурс, заголовок, французский женский журнал, гендерная лингвистика.
Список литературы: Варзапова В.Ю. Заголовок современного медиатекста в аспекте межтекстовых отношений (на материале заголовков интернет-версий изданий The Telegraph и The Guardian) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 5. С. 115–119. Котлова А.С. Лингвопрагматические факторы персуазивности информационного сообщения: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2023. 28 с. Малюга Е.Н., Хаперсткова А.А. Лингвокогнитивный аспект изучения женской эмоционально-оценочной лексики в рекламном дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 1. С. 71–79. Пую А.С. Журналистика Франции: плюрализм и этатизм. Санкт-Петербург, 2003. 200 с. Роот Э. В. Языковая реализация персуазивности в дискурсе интервью (на материале англоязычной прессы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 9 (75): в 2 ч. Ч. 2. C. 144–146. Терпелец Ж.А. Лингвосемантические инновационные процессы во французской и русской женской журнальной прессе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 24 с. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2-2 (80). С. 391–394. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. Москва: Директ-Медиа, 2014. 185 с. Ямпольская Р.М. Тенденции развития типологической структуры женской прессы // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 1997. № 4. С. 3–15. Bibliothèque nationale de france (Gallica). URL: https://gallica.bnf.fr/services/engine/search/sru?operation=searchRetrieve&version=1.2&collapsing=disabled&query=%28gallica%20all%20%22Marie-Claire%22%29%20and%20arkPress%20all%20%22cb343488519_date%22&rk=21459;2 (access date: 10.09.2023). Elle. URL: https://www.elle.fr/ (access date: 10.09.2023). Elle. 1945. URL: https://gallica.bnf.fr/services/engine/search/sru?operation=searchRetrieve&version=1.2&query=%28dc.title%20all%20%22Elle%20%3A%20l%27hebdomadaire%20de%20la%20femme%22%29&keywords=Elle%20:%20l%27hebdomadaire%20de%20la%20femme&suggest=3 (access date: 10.09.2023). Mardare G. Ménage ou Fashion? Une introduction à la lecture de la «presse des femmes». Problematic field in mediaeducation, 2011, vol. 1, No. 7, рр. 102-123. Mariе-Claire. URL: https://www.marieclaire.fr/ (access date: 10.09.2023). Soulier V. Presse féminine: La puissance frivole. Paris, Edition de l'Archipel, 2008, 300 p.
Информация об авторе: Богданова Елена Александровна, кандидат филологических наук, Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия, elena-8306@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-7843-1628