15
Азеева Ирина Викторовна
Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина
РЕКОНСТРУКЦИЯ СПЕКТАКЛЕЙ ПО ПЬЕСАМ А.Н. ОСТРОВСКОГО В ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКЕ А.А. ГРИГОРЬЕВА
Азеева И.В. Реконструкция спектаклей по пьесам А.Н. Островского в театральной критике А.А. Григорьева // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № S. С. 104–108. https://doi. org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-104-108
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-104-108
УДК: 821.161.1.09”19”:792.2
EDN: GCSKSK
Дата приема статьи в публикацию: 18.08.2023
Аннотация: В статье дается описание становления техники реконструкции идущего спектакля в театральной критике А.А. Григорьева. Анализируется известный театрально-критический текст, в котором предметом внимания А.А. Григорьева является спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок», шедший в начале 60-х годов XIX века на сцене Александринского театра. Анализ позволяет обнаружить появление «театроцентричного» подхода в отечественной театральной критике XIX века: А.А. Григорьев одним из первых мастерски анализирует именно сценические тексты (спектакли), в основе которых – пьесы А.Н. Островского. Отдавая должное мастерству драматурга А.Н. Островского, критик в центр внимания помещает искусство актера, занимавшее в отечественном театре середины XIX века важное место. Автор статьи рассматривает ряд сделанных А.А. Григорьевым реконструкций актерских работ в спектакле «Бедность не порок». Описание работы актеров в исполняемых ими ролях позволяет критику быть доказательным в острых суждениях об их профессиональном мастерстве. Сравнение реконструкций работы актеров П.М. Садовского (старшего) (Малый театр, 1854) и П.В. Васильева (Александринский театр, 1863) в роли Любима Торцова дает возможность увидеть, как растет мастерство театрального критика, описывающего искусство актера. В статье также акцентируется внимание на роли реконструкции идущего спектакля в процессе обучения театроведа в современной театральной школе.
Ключевые слова: А.Н. Островский, драматургия, А.А. Григорьев, театральная критика, история театра, реконструкция спектакля, искусство актера.
Список литературы: Альтшуллер А.Я. Герменевтика и проблемы изучения спектакля // Спектакль как предмет научного изучения: материалы всерос. науч.-практ. конф., ноябрь 1991 г. Санкт-Петербург: СПбГИТМиК, 1993. 54 с. Альтшуллер А.Я., Егоров Б.Ф. Аполлон Григорьев – театральный критик // Григорьев А.А. Театральная критика. Ленинград: Искусство, 1985. С. 3–27. Блок А.А. Судьба Аполлона Григорьева // Литература и жизнь. URL: http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika/blok-sudba-apollona-grigoreva.htm (дата обращения: 09.04.2023). Григорьев А.А. Театральная критика. Ленинград: Искусство, 1985. 407 с. Григорьев А.А. (а) Искусство и правда // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/poems/10832/iskusstvo-i-pravda (дата обращения: 09.04.2023). Григорьев А.А. (б) Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства. URL: http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/kriticheskij-vzglyad-na-osnovy.htm (дата обращения: 09.04.2023). Гроссман Л.П. Основатель новой критики. URL: http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika/grossman-osnovatel-novoj-kritiki.htm (дата обращения: 09.04.2023). Мальцева О.Н. Реконструкция спектакля // Семинар по театральной критике. Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2013. С. 38–72.
Информация об авторе: Азеева Ирина Викторовна, кандидат культурологии, Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина, Ярославль, Россия, iva2013.azeeva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2250-4344