lashtabova_nv-vestnik-2023-4-ru.pdf |
- 15
- Время в романе Б. Стокера «Змеиный перевал» как сюжетообразующий элемент
- Лаштабова Н.В. Время в романе Б. Стокера «Змеиный перевал» как сюжетообразующий элемент // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 4. С. 104–108. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-4-104-108
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-4-104-108
- УДК: 821(417).09”19/20”
- EDN: EUUJTH
- Дата приема статьи в публикацию: 30.09.2023
- Аннотация: В статье исследуется время как сюжетообразующий элемент в романе Б. Стокера «Змеиный перевал». Традиционное представление о художественном времени как о последовательности событий, перетекающих из прошлого в настоящее и будущее, интерпретируется с точки зрения понятия о линеарном и монументальном времени. Легендарное и историческое прошлое Ирландии переплетаются и выражаются в настоящем в образах болота, сокровища, англичанина и ирландской крестьянки. Монументальное прошлое связано с комплексом взаимоотношений Великобритании и Ирландии на рубеже XIX–XX веков и попыткой автора романа метафорически решить противоречия при помощи брака англичанина и ирландки. Линеарное время выражено в образе англичанина, развития его взаимоотношений с жителями ирландской деревни, инженерном изучении болота, а также превращении нищей ирландской деревни в процветающий край. Женский образ создан согласно канону «новой женщины» в поздневикторианском романе, сочетающем женственность и героизм, проявляемый в сложной ситуации.
- Ключевые слова: художественное время, ирландский вопрос, имперская готика, колониальный дискурс, хронотоп
- Список литературы: Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике. Москва, 1975. С. 234–407. Лаштабова Н.В. Образ природы в романе Б. Стокера «Змеиный перевал» // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы науч.-практ. конф.; Севастополь, 20–21 сентября 2019 года. Севастополь: ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет», 2019. С. 197–201. EDN XVRCHD. Лаштабова Н.В. Роман Б. Стокера «Ущелье Змеи» и «имперская готика» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 16 (135). С. 486–488. EDN PYLSVZ. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1993. Т. 1. С. 413–447. Озерная М. Категория художественного времени в литературе. URL: https://ozzsite.ucoz.ru/publ/15-1-0-14 (дата обращения: 10.09.2023). Cantwell N.M. ‟Keeping the Past Present”: Time and the shifting bog in Bram Stoker’s The Snake’s Pass. Supernatural Studies, 2017, 4 (1), pp. 38-50. Daly N. Irish Roots: The Romance of History in Bram Stoker’s The Snake’s Pass. Literature and History, vol. 4, No. 2, 1995, pp. 42-70. Gladwin D. Contentious Terrains: Boglands, Ireland, Postcolonial Gothic. Cork UP, 2016, 256 p. Gibbons L. Gaelic Gothic: Race, Colonization, and Irish Culture. Arlen, 2004, 98 p. Kristeva J. Women s Time. The Kristeva Reader, ed. by Toril Moi. Columbia UP, 1986, pp. 187-213. Sadomskaya N.D. “New woman” in late Victorian fiction / N.D. Sadomskaya, N.V. Lashtabova. EpSBS European Proceedings of Social AND Behavioural Sciences: Proceedings of the Philological Readings (PhR 2019), Orenburg, 19-20 сентября 2019 года. London, United Kingdom, EPSBS European Proceedings of Social AND Behavioural Sciences Publ., 2020, vol. 83, pp. 447-455. EDN FLWNOI. Stoker B. The Snake’s Pass: A Critical Edition, ed. by Lisabeth C. Buchelt, Syracuse UP, 2015.