Bogdanova-OA-2-vestnik-ksu-2023-3-ru.pdf |
- 11
- ЭВОЛЮЦИЯ СЕМАНТИКИ «ДАЧНОГО ТЕКСТА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX–XXI ВВ. (ДОСТОЕВСКИЙ, ЧУЛКОВ, ТРИФОНОВ, МАМЛЕЕВ, ВОДОЛАЗКИН И ДР.)
- Богданова О.А. Ф.М. Достоевский и эволюция семантики «дачного текста» в русской литературе XIX–XXI вв. // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 76–84. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-76-84
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-76-84
- УДК: 821.161.1.09”19/21”
- EDN: QWZKAZ
- Дата приема статьи в публикацию: 30.08.2023
- Аннотация: Ф.М. Достоевский обратился к даче в 1840-е гг. как к оздоровляющей разновидности «городского топоса», однако в 1860-е гг. переосмыслил ее топику в аспекте общественных запросов России эпохи либеральных реформ. Резкий всплеск интереса к даче в конце 1860-х гг., в условиях утраты усадебным дворянством лидирующего положения в стране, вызван у Достоевского поиском площадки для диалога между сословиями России, в рамках которого вырабатывалось общее мировоззрение и выявлялись новые «лучшие люди». Однако наряду с отказом от социально-сословной иерархии, открытостью и свободой писателем отмечены и отрицательные черты дачи: ограничение суверенности человеческой личности (диктат общественного мнения, невозможность скрыться от чужих глаз) и понижение ее уровня (сплетни, пьянство, ссоры, пошлый флирт и т. п.). В 1870-е гг. интерес Достоевского к даче как перспективной социокультурной модели угасает, и писатель полностью разделяет преобладающее в последней трети XIX – начале XX в. отношение к ней как к средоточию житейской пошлости и посредственности, переключившись на дальнейшую разработку «усадебного топоса». Далее в статье прослежены указанные антиномии в изображении дачи у Достоевского в литературе Серебряного века (Г.И. Чулков), в советской (Ю.В. Трифонов) и постсоветской (А.Н. Варламов, Ю.В. Мамлеев и Е.Г. Водолазкин) прозе. Сделан вывод о жизнеспособности «дачного текста» в русской литературе XX в. благодаря его частичной конвергенции с одухотворяющей топикой усадьбы.
- Ключевые слова: литературная дача, литературная усадьба, эволюция, конвергенция, Ф.М. Достоевский, писатели Серебряного века, советские и постсоветские писатели, «дачный миф».
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в ИМЛИ РАН на средства гранта Российского научного фонда, проект № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
- Список литературы: Богданова О.А. «Дачный топос» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. Москва: ИМЛИ РАН, 2019a. С. 72–90. (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 1). Богданова О.А. «Дачный топос» в литературных источниках XX в. и в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Богданова О.А. Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.: топика, динамика, мифология. Москва: ИМЛИ РАН, 2019b. С. 231–250. (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 1). Богданова О.А. «Дачный миф» в русской литературе рубежа XX–XXI вв.: случай Юрия Мамлеева // Studia Litterarum. 2023a. Т. 8, № 2. С. 200–219. Богданова О.А. Семиотика дачи в рассказе Ф.М. Достоевского «Вечный муж» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023b. № 3. С. 66–80. Водолазкин Е.Г. Авиатор: роман. Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. 410 с. Горький А.М. Полн. собр. соч.: худож. произведения: в 25 т. Т. 7. Москва: Наука, 1970. С. 183–294. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. Москва: ОГИ, 2008. 528 с. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Ленинград: Наука, 1972–1990. Копотева И. Шесть узаконенных соток // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Helsinki: Aleksanteri Institute, 2009. Pp. 447–461. Ловелл Ст. Дачники: история летнего житья в России, 1710–2000: пер. с англ. Санкт-Петербург: Академический проект: ДНК, 2008. 347 с. Луцевич Л.Ф. Дачно-усадебный топос «Русская Финляндия»: «Белая ночь» Леонида Андреева // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2020. С. 138–150 (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 3). Мари Э. У истоков «дачного топоса» // Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2020. С. 128–142. (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 2). Мари Э. О понятии петербургского «дачного фольклора» конца XIX – начала XX в. // Усадьба реальная – усадьба литературная: векторы творческого преображения: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2021. С. 333–351 (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 6). Молодяков В.Э. Декадент на пленэре: сцены дачной жизни Валерия Брюсова // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2020. С. 239–250 (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 3). Осьминина Е.А. Образ дачи в произведениях И.С. Шмелева и В.А. Никифорова-Волгина // Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2020. С. 246–254 (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 2). Рыжакова С. «Крестьянский домик, нанимаемый горожанином»: о некоторых метаморфозах петербургской/ленинградской дачи в XIX–XX вв. // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Helsinki: Aleksanteri Institute, 2009. Pp. 409–416. Строганова Е.Н. Дачные сюжеты в женской прозе рубежа XIX–XX вв. // Усадьба реальная – усадьба литературная: векторы творческого преображения: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2021. С. 322–332 (Сер.: Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 6). Текстовый отчет о Междунар. науч. конф. «Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения» (22–24 июня 2023 г., ИМЛИ РАН – Дом-музей Б.Л. Пастернака в Переделкине). 65 с. URL: http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-mezhdunarodnoy-nauchnoy-konferencii-usadba-i-dacha-v-literature-sovetskoy-epohi (дата обращения: 24.07.2023). Трифонов Ю.В. Отблеск костра: документальная повесть. Старик: роман. Москва: Известия, 1989. 336 с. Тропкина Н.Е. Художественная семантика дачного топоса в русской поэзии второй половины XX в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (68). С. 128–132. Цивьян Т. О мифологических коннотациях дачи // The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Helsinki: Aleksanteri Institute, 2009. Pp. 11–24. Чулков Г.И. Сережа Нестроев: роман. Москва: Северные дни, 1916. 244 с. Шром Н.И., Ведель А.В. «Взморцы на штранде»: дачный сюжет между идиллией и иронией // Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм: коллективная монография. Москва: ИМЛИ РАН, 2020. С. 255–270 (Сер. Русская усадьба в мировом контексте. Вып. 2). Щукин В.Г. Российский гений Просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. Москва: РОССПЭН, 2007. 607 с. Caldwell M.L. Dacha Idylls: Living Organically in Russia’s Countryside. Berkeley, L. A., University of California Press, 2011, XXII, 201 p. The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area, ed. by N. Bashmakoff, M. Ristolainen. Aleksanteri Series, 2009, vol. 3, 508 p.