6
Ульянова Светлана Борисовна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Фишева Анастасия Александровна
Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУ ВО образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
«Маленькая авиация»: детское техническое творчество в СССР в 1920-е гг.
«Маленькая авиация»: детское техническое творчество в СССР в 1920-е гг. // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 36–42. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-36-42
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-36-42
УДК: 373.5.016:656.7
EDN: UMDEIS
Дата приема статьи в публикацию: 17.05.2023
Аннотация: В 1920-е гг. развитие технической творческой деятельности подрастающего поколения стало одной из важных задач советского правительства. Этот период характеризуется многочисленными экспериментами, которые проводила советская власть, старательно создавая новый мир. Новшества затронули, в частности, сферу образования и досуга. В статье рассматриваются факторы, обусловившие организацию сети детских технических станций. Их деятельность анализируется с точки зрения приобщения юных техников к героическим формам социалистического строительства, одной из которых была авиация. Массовый интерес к воздушному флоту вызвал приток детей и подростков в кружки авиамоделирования. Авторы рассматривают цели, задачи, организационную структуру детских технических станций и кружков, оценивают их роль в становлении отечественной авиации. На основе проведенного исследования авторы пришли к выводу, что детские технические станции и кружки авиамоделирования закладывали основы технической грамотности и выступали в качестве «социального лифта» благодаря взаимосвязи авиамодельного и планерного спорта с системой профессиональной подготовки пилотов для Военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота СССР.
Ключевые слова: советское общество, авиационная культура, детские технические станции, авиамоделирование, авиамодельный спорт, изобретательство, техническое творчество.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ФДНЧ в рамках научного проекта № 21-59-22004
Список литературы: Аллен Р. От фермы к фабрике: новая интерпретация советской промышленной революции. Москва: РОССПЭН, 2013. 390 с. Анощенко Н. Как построить модель аэроплана: руководство к постройке летательных моделей. Москва: [б. и.], 1922. 72 с. Б. Ш. Изучайте авиацию // Пионер. 1926. № 19. C. 12. Бабаев Н. Работа кружков «Юных авиаторов»: пособие руководителю. Москва; Ленинград: Молодая гвардия, 1925. 46 с. Бобров Н.С. Маленькие изобретатели. Москва: Молодая гвардия, 1930. 45 с. Булатов Н. Моделисты в Москве // Пионер. 1926. № 24. C. 1. Булатов Н. Технические знания молодежи // Наша работа. 1922. № 1. С. 6–7. Вейгелин К.Е. Авиация из бумаги. Москва: Молодая гвардия, 1930. 80 с. Виноградов Г.С. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. Санкт-Петербург: Восточная литература, 2000. 894 с. Какорея. Из истории детства в России и других странах: сб. статей и материалов. Москва; Тверь: Научная книга, 2008. 381 с. Е. И. Воздушный флот // Мурзилка. № 1924. № 8. С. 17. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900. Москва: Новое литературное обозрение, 2009. 267 с. Маскевич Е.Д. История создания Российской организации юных разведчиков (РОЮР) в Петрограде в 1920–1922 гг. // Клио. 2018. № 6. С. 101–105. Наумов А.В. Создание системы детских технических станций в 1920–30-х гг. на территории современной Нижегородской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 30–36. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. Москва: Новое литературное обозрение, 2014. 640 c. Рожков А.Ю. Школьный букварь как канал учебно-пропагандистского дискурса: техники индоктринации «советскости» в 1927–1932 годы // Культура и власть в СССР. 1920–1950-е годы: материалы IX Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 24–26 октября 2016 г. Москва: Политическая энциклопедия, 2017. С. 355–367. Розанов И. Дети-изобретатели // О наших детях. 1929. № 11–12. С. 25–28. Ромашова М.В. Занимательное источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2012. Вып. 3. С. 172–179. Сальникова А.А. Российское детство в XX в.: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет, 2007. 250 с. Семенова Н.В. Политическое воспитание подростков: pro et contra. Взгляд из истории (20-е годы ХХ века) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 5. С. 31–41. Солнцев Ник. Если не нам строить, то кому же? // Пионер. 1927. № 23. С. 17. Ханипова И.И. «Па-пир-осы», «Ком-сом-о-л» и «борьба за красное знамя» (трансформация игр для подрастающего поколения в 1920-е гг.) // Филология и культура. 2014. № 2. С. 249–253. Шекунов Е.Д. Как построить летающую модель: Руководство для модельных кружков Авиахима. Москва: Авиахим, 1926. 142 с. Штейнер Е. Что такое хорошо: идеология и искусство в раннесоветской детской книге. Москва: НЛО, 2019. С. 150–156. Юный авиамоделист. Москва; Ленинград: Молодая гвардия, 1930. 31 с. Яковлев А. От модели к самолету: как я стал конструктором // Пионер. 1928. № 3. С. 10–12. Kelly C. Children’s world: growing up in Russia, 1890–1891. New Haven; London, Yale university press, 2007, 714 р.
Информация об авторе: Ульянова Светлана Борисовна, доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, oulianova@.mail.spbstu.ru, https://orcid.org/ 0000-0003-2059-6430
Информация о соавторе: Фишева Анастасия Александровна, кандидат исторических наук, доцент, Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУ ВО образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Санкт-Петербург, Россия, ana-f@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1432-0828