22
Вложения:
Скачать этот файл (ilyina-le-vestnik-2023-2.pdf)ilyina-le-vestnik-2023-2.pdf
Ильина Лариса Евгеньевна
Оренбургская духовная семинария
Постфольклорный сюжет «делать уроки»: прагматический аспект
Ильина Л.Е. Постфольклорный сюжет «делать уроки»: прагматический аспект // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 141–149. https://doi.org/10/34216/1998-0817-2023-29-2-141-149.
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-141-149
УДК: 81’42
EDN: VLQTHH
Дата приема статьи в публикацию: 31.05.2023
Аннотация: Прагматический аспект изучения текстов постфольклора обусловлен способностью данных текстов минимальным количеством текстового содержания производить коммуникативный эффект, вызывать у рецептора прагматические отношения к сообщаемому. Цель работы заключается в проведении прагматического анализа постфольклорного текста, включающего определение позиции автора, прагматической установки текста и типов прагматических значений слов. Методами исследования являются лингвосоциологический и сравнительно-сопоставительный; для проведения прагматического анализа постфольклорного текста используются семантический, структурный и интерпретационный методы. В ходе исследования дано определение школьного фольклора и интернетлора, разработана схема прагматического анализа постфольклорного текста. Материал исследования классифицирован по жанрам. Автор приходит к выводу, что сюжет «делать уроки» осуществляет прагматическое воздействие на получателя информации.
Ключевые слова: постфольклор, школьный фольклор, интернетлор, фольклорный жанр, сюжет «делать уроки», прагматический анализ.
Список литературы: Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. Санкт-Петербург: Амфора, 2004. 312 с. Бархударов Л.С. Язык и перевод Москва: Либроком, 2018. 240 с. Бурдье П. Практический смысл. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 562 с. Витгенштейн Л. Философские работы. Москва: Гнозис, 1994. Ч. 1. 612 с. Граматчикова Н.Б., Хоруженко Т.И. Постфольклор и интернетлор. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2017. 62 с. Ильина Л.Е. Особенности городских легенд, характеризующие их содержание, бытование и динамику изменений // Стратегии общей и частной теории текста / под. ред. Л.Е. Ильиной. Оренбург: ОГУ, 2022. С. 66–108. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: учеб. пособие Москва: Флинта: Наука, 2002. 320 с. Лойтер С.М., Неелов Е. М. Детские страшные истории («страшилки») как мифологические рассказы // Современный школьный фольклор. Петрозаводск, 1995. С. 5–68. Лурье М.Л. Анализ фольклорного текста: прагматика, семантика, морфология. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/ls10_program_lurye.htm (дата обращения: 22.03.2023). Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/meletneklgrinc.htm (дата обращения: 23.05.2023) Неклюдов С.Ю. Фольклор и его исследования: век двадцатый // Экология культуры. Архангельск. 2006. № 2 (39). С. 121–127. Осипова И.А. Смысловая структура текста в аспекте существующих концепций ключевых слов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5. С. 789–792. Пропп В.Я. Поэтика фольклора // сост., предисл и коммент. А.Н. Мартыновой. Москва: Лабиринт, 1998. 352 с. (Собрание трудов). Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. Санкт-Петербург: Наука, 1994. 464 с. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / cост. А.Ф. Белоусов. Москва: АСТ: Ладомир, 1998. 752 с. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск: Лаб. культурологии, 1995. 237 с. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград: Наука, 1986. 303 с. Rose S. Engel D., Cramer N., Cowley W. Automatic keyword extraction from individual documents. Text Min, Appl. Theory, 2010, рр. 1-20.
Информация об авторе: Ильина Лариса Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургская духовная семинария, Оренбург, Россия, nerol2620@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1765-8610