13
Вложения:
Скачать этот файл (chekalov-ka-vestnik-2023-2.pdf)chekalov-ka-vestnik-2023-2.pdf
Чекалов Кирилл Александрович
Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН)
Ранний французский детектив: пути самоидентификации
Чекалов К.А. Ранний французский детектив: пути самоидентификации // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29. № 2. С. 79–86. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-79-86
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-79-86
УДК: 821(44).09”19”
EDN: KQLYDY
Дата приема статьи в публикацию: 17.04.2023
Аннотация: В статье рассмотрен ранний период развития французской детективной прозы (1860-е гг.), когда термин «roman policier» еще не был сформирован (в ходу был термин «судебный роман», «roman judiciaire»). Романы Э. Габорио, который в цикле произведений о Лекоке (начиная с «Дела вдовы Леруж», 1865) выступил как основоположник жанра, сочетают в себе приметы криминального нарратива с социально-психологическими, историческими, политическими конструктами. Автор статьи анализирует малоизвестные произведения сходной тематики, созданные в тот же период: романы «Драма на улице Мира» Адольфа Бело, «Дело улицы Вожирар» Тюрпена де Сансэ и «Фабрика преступлений!» Поля Феваля, а также повести «Черная жемчужина» Викторьена Сарду и «Убийца Альбертины Ренуф» Анри Ривьера. Все они отражают повышенный интерес читательской аудитории 1860-х к криминальным сюжетам и в той или иной степени закладывают основы нового жанра (преступление, процесс расследования, расследовательская инстанция, взаимодействие профессионального сыщика с любителем, ложные и истинная версия преступления и т. п.). Автор статьи приходит к выводу, что активизация указанными авторами сюжета канонической новеллы Э. По «Убийства на улице Морг» сочетается с использованием чисто «фельетонных» (в том числе мелодраматических) нарративных ресурсов, а также пародированием моды на криминальные сюжеты (у Бело и Феваля).
Ключевые слова: французский детектив, расследование, роман, повесть, персонаж, повествование, криминальный сюжет, пародия.
Список литературы: Габорио, Эмиль. Дело вдовы Леруж / пер. Е. Баевской, Л.М. Цывьяна. Москва: Вече, 2018. 477 с. Габорио, Эмиль. Преступление в Орсивале / пер. Е. Баевской, Л.М. Цывьяна. Москва: Вече, 2019. 448 с. Кестхейи, Тибор. Анатомия детектива. Будапешт: Корвина, 1989. 262 с. Чекалов К.А. Авторефлексивность и метатекстуальность в романах Поля Феваля // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24, № 4. С. 74–81. Belot, Adolphe. Le Drame de la Rue de la Paix. Paris, Levy, 1869, 108 p. Bonniot, Roger. Émile Gaboriau ou la Naissance du roman policier. Paris, Vrin, 1985, 560 p. Evrard, Franck. Lire le roman policier. Paris, DUNOD, 1996, 183 p. Fernandez, Virginie. L’Affaire Lerouge: l’écrivain au travail. Le Rocambole, 2013, No. 64-65, pp. 53-73. Fernandez, Virginie. Gaboriau critique des mœurs dans L’Argent des autres. Studia litterarum, 2020, No. 4, pp. 126-145. Kálai, Sándor. Pratiques sérielles dans le roman judiciaire. Belphégor: online, 2016, No. 14. URL: http://belphegor.revues.org/696 Kalifa, Dominique. Enquête et «culture de l'enquête» au XIXe siècle. Le Romantisme, 2010, No. 149, pp. 3-23. Schulz-Buschhaus, Ulrich. Roman policier et roman social chez Émile Gaboriau. Le Rocambole, 2013, No. 64-65, pp. 91-100. Tilleuil, Jean-Louis. Enquête sociocritique sur l'Affaire Lerouge (1866), d'Émile Gaboriau. Le Romantisme, 2005, 127, pp. 105-123.
Информация об авторе: Чекалов Кирилл Александрович, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, Институт мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), Москва, Россия, ktchekalov@mail.ru