19
Вложения:
Скачать этот файл (popova-ar-vestnik-2023-1.pdf)popova-ar-vestnik-2023-1.pdf
Попова Анна Ростиславовна
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
Преобразование семантики фразеологизма в позиции заглавия (на примере текстов поэтического жанра стихофразы)
Попова А.Р. Преобразование семантики фразеологизма в позиции заглавия (на примере текстов поэтического жанра стихофразы) // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 138–143. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-138-143
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-138-143
УДК: 811.161.1ʼ373.7
EDN: VSYNIX
Дата приема статьи в публикацию: 01.03.2023
Аннотация: В статье проанализирован статус и особенности семантического развёртывания заглавия-фразеологизма в поэтическом жанре стихофразы. Стихофраза представляет собой стихотворение, заглавием которого обязательно выступает фразеологическая единица, а текст тем или иным способом раскрывает её информационный потенциал: ядерные и периферийные семы значения фразеологизма, ассоциативный ряд, культурные и интертекстуальные соотношения и др. Фразеологическое заглавие в тексте данного жанра становится особой единицей – креатемой, семантически преобразованной и обогащённой смыслами последующего текста. Статья написана на авторском материале (более 60 текстов данного жанра, созданных в 2015–2022 гг.). Выявляется шесть типов основных содержательных соотношений фразеологизма-заглавия с последующим текстом стихофразы: персонификация образа, заложенного во фразеологизме; демонстрация содержания фразеологизма на основе вымышленных личностных примеров; создание сюжетного текста, отталкивающегося от семантики фразеологизма; буквализация фразеологического символа; представление не главного, но побочного аспекта заявленной фразеологизмом проблемы; возражение постулату фразеологизма. Анализируются особенности раскрытия информационного потенциала фразеологической единицы, её сюжетообразующие, жанрообразующие, текстообразующие особенности. Демонстрируется специфика формального и содержательного соотношения фразеологического заглавия с поэтическим текстом жанра стихофразы.
Ключевые слова: фразеологическая единица, креатема, заглавие, семантика, сильная позиция, стихофраза, поэтический текст.
Список литературы: Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23–31. Беднарская Л.Д. Художественный образ: смыслы и формы. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2021. 399 с. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: Наука, 1981. 140 с. Дубровина К.Н. Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре. URL: https://culture.wikireading.ru/57463 (дата обращения: 02.01.2023). Купина Н.А. Креатемы в речи детей // Уральский филологический вестник. Сер. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012. Вып. 3. С. 22–27. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. Москва: Ось-89, 2005. 560 с. Попова А.Р. Жанр стихофразы: креативные возможности русской фразеологии: монография. Орёл: Горизонт, 2022. 256 с. Попова А.Р. Стихофразы. 2-е изд., доп. Орёл: Горизонт, 2020. 128 с.
Информация об авторе: Попова Анна Ростиславовна, доктор филологических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия, Studioaa2001@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8228-2755