- 15
- ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИНОНИМИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФРАНЦУЗСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОНИМОВ
- Дормидонтова О.А., Завьялова Г.Н. Функционально-синонимическое своеобразие французских литературных онимов // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 4. С. 99–104. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-99-104
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-99-104
- УДК: 801.7
- EDN: XBHUOY
- Дата приема статьи в публикацию: 08.12.2022
- Аннотация: Литературный оним представляет собой один из основных структурных элементов ономастического пространства художественного текста. Проблема изучения данной литературной категории заключается в выявлении их основных признаков, особенностей функционирования в структуре художественного текста, а также в изучении роли контекстуальной синонимии в создании образов литературных персонажей. В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблемы литературной ономастики, уточняется терминологический аппарат. Авторы статьи определяют основные отличительные признаки онимов, такие как их вторичный характер, а также смысловая нагрузка. Литературные онимы характеризуются целым рядом функций в художественном произведении. Они могут выполнять номинативную, идеологическую, характеризующую, эстетическую, символическую функции. В ходе исследования было выявлено, что основными функциями имен собственных в анализируемых произведениях признаны номинативная и характеризующая, и в ряде случаев символическая. Создавая литературный образ персонажа, автор использует разнообразные языковые средства, в частности контекстуальную синонимию, основывающуюся на метафорическом переносе. В заключении подтверждается мысль о том, что литературные онимы являются тем дополнительным механизмом в художественном произведении, который призван создать более емкий, разносторонний образ литературных персонажей.
- Ключевые слова: ономастическое пространство, литературный антропоним, онимы, поэтоним, признаки онимов, функциональная характеристика онимов, языковые средства, контекстуальная синонимия.
- Список литературы: Александрова Д.И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Русский язык в школе. 2005. № 3. С. 54–58. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Москва: Просвещение, 1983. 224 с. Виноградов В.В. Язык художественного произведения // Вопросы языкознания. 1954. № 5. С. 3–26. Карпенко М.В. Русская антропонимика: Конспект лекций спецкурса. Одесса, 1970. 42 c. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. 1986. № 4. С. 34–40. Карпенко Ю.А. Специфика ономастики // Русская ономастика. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 95 с. Меркулова Н.В. Эстетическая ономастика и ее функции в художественном тексте и интертексте (на материале произведений французской литературы) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. Вып. № 4 (18). С. 143–148. Михайлов В.Н. Специфика собственных имён в художественном тексте // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1987. № 6. С. 78–82. Перкас С.В. Парадигматические и синтагматические аспекты лингвостилистического потенциала топонимов в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2009. 22 с. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. Москва: Наука, 1978. 198 с. Силаева Г.А. О содержании понятия «литературный антропоним» // Русская ономастика. Рязань, 1977. С. 152–157. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал. Волгоград: Перемена, 2000. 172 с. Onomastique et histoire, onomastique littéraire, textes édités par Pierre-Henri Billy et Jacques Chaurand. Aix-en-Provence: Publications de l’université de Provence, 1998. № 8. 386 p.