13
Вложения:
Скачать этот файл (Gromov-AA-vestnik-2022-3.pdf)Gromov-AA-vestnik-2022-3.pdf
Громов Алексей Владимирович
Московский городской педагогический университет
АБСУРД ВОДЕВИЛЕЙ А.П. ЧЕХОВА КАК ФОРМА ОСМЫСЛЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ФАЗИСА УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ
Громов А.В. Абсурд водевилей А.П. Чехова как форма осмысления последнего фазиса уходящей эпохи // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 103–108. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-103-108
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-103-108
УДК: 821.161.1.09’’19’’
EDN: OBAUIJ
Дата приема статьи в публикацию: 05.09.2022
Аннотация: В художественном мире водевилей А.П. Чехова мы наблюдаем за столкновением двух миров: старого и нового. Первый мир – это пространство чиновников, бюрократии и «официальной правды», чему противостоит непредсказуемый мир веселого абсурда и шутовства. В статье рассматривается концепция обновления устаревшей формы жизни. Ключевым приемом поэтики оказывается гротеск, представленный на страницах чеховских пьес как в модернистском варианте своего развития, так и реалистическом. Если модернистский гротеск – это территория сатиры, где все «недолжное», новое и непривычное осуждается и осмеивается нормами старого мира, то реалистический гротеск выполняет функцию устранения/обновления всего устаревшего посредством всеобъемлющего амбивалентного смеха, который представляет собой обновляющее начало. Карнавальный смех очищает от всего догматического, снимает «официальные» запреты, открывая двери в новый, свободный от назидательности мир. Веселый абсурд народной жизни провожает умирающий и встречает рождающийся мир так, как провожало эпоху XIX века творчество А.П. Чехова, встречая новый мир – XX век.
Ключевые слова: водевиль, абсурд, гротеск, карнавализация, амбивалентный смех, карикатура, А.П. Чехов
Список литературы: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Худ. литература, 1990. 543 с. Геллер Л. О гротеске и кое-что о сэре Джоне Рескине // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. ред. О.Д. Буренина. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 92–134. Калинина Ю.В. Русский водевиль XIX века и одноактная драматургия А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 1999. 172 с. Лапатин В.А. Абсурд как феномен в Европейском социокультурном пространстве XX века: дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2014. 180 с. Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия / под общ. ред. М. Лифшица. Москва; Ленинград: Academia, 1936. 464 с. Логинова Е.Г. Векторы упорядочивающего уподобления в драматургии А.П. Чехова как предтечи драмы абсурда // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 106–115. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Москва: Лабиринт, 1999. 288 с. Скавска М. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова // Acta Eruditorum. 2014. № 14. С. 58–62. Спачиль О.В. Несвоевременная пьеса. «Татьяна Репина» А.П. Чехова: проблемы рецепции // Юбилейное: Вопросы истории, поэтики и интерпретации русской литературы: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2015. С. 66–73. Чехов А.П. Медведь: Шутка в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 11. Пьесы, 1878–1888. Москва: Наука, 1976. С. 293–311. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/medved.htm (дата обращения: 06.06.2022). Чехов А.П. Татьяна Репина: Драма в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 12. Пьесы, 1889–1891. Москва: Наука, 1978. С. 77–95. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/tatyana-repina.htm (дата обращения: 06.06.2022). Чехов А.П. Юбилей: Шутка в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 12. Пьесы, 1889–1891. Москва: Наука, 1978. С. 203–220. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/yubilej_1.htm (дата обращения: 06.06.2022).
Информация об авторе: Громов Алексей Владимирович, магистрант, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, grymepe4orina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3279-5376