Gromov-AA-vestnik-2022-3.pdf |
- 13
- АБСУРД ВОДЕВИЛЕЙ А.П. ЧЕХОВА КАК ФОРМА ОСМЫСЛЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО ФАЗИСА УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ
- Громов А.В. Абсурд водевилей А.П. Чехова как форма осмысления последнего фазиса уходящей эпохи // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 103–108. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-103-108
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-103-108
- УДК: 821.161.1.09’’19’’
- EDN: OBAUIJ
- Дата приема статьи в публикацию: 05.09.2022
- Аннотация: В художественном мире водевилей А.П. Чехова мы наблюдаем за столкновением двух миров: старого и нового. Первый мир – это пространство чиновников, бюрократии и «официальной правды», чему противостоит непредсказуемый мир веселого абсурда и шутовства. В статье рассматривается концепция обновления устаревшей формы жизни. Ключевым приемом поэтики оказывается гротеск, представленный на страницах чеховских пьес как в модернистском варианте своего развития, так и реалистическом. Если модернистский гротеск – это территория сатиры, где все «недолжное», новое и непривычное осуждается и осмеивается нормами старого мира, то реалистический гротеск выполняет функцию устранения/обновления всего устаревшего посредством всеобъемлющего амбивалентного смеха, который представляет собой обновляющее начало. Карнавальный смех очищает от всего догматического, снимает «официальные» запреты, открывая двери в новый, свободный от назидательности мир. Веселый абсурд народной жизни провожает умирающий и встречает рождающийся мир так, как провожало эпоху XIX века творчество А.П. Чехова, встречая новый мир – XX век.
- Ключевые слова: водевиль, абсурд, гротеск, карнавализация, амбивалентный смех, карикатура, А.П. Чехов
- Список литературы: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва: Худ. литература, 1990. 543 с. Геллер Л. О гротеске и кое-что о сэре Джоне Рескине // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. ред. О.Д. Буренина. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 92–134. Калинина Ю.В. Русский водевиль XIX века и одноактная драматургия А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 1999. 172 с. Лапатин В.А. Абсурд как феномен в Европейском социокультурном пространстве XX века: дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2014. 180 с. Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия / под общ. ред. М. Лифшица. Москва; Ленинград: Academia, 1936. 464 с. Логинова Е.Г. Векторы упорядочивающего уподобления в драматургии А.П. Чехова как предтечи драмы абсурда // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 106–115. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Москва: Лабиринт, 1999. 288 с. Скавска М. Поэтика абсурда в драматургии А.П. Чехова // Acta Eruditorum. 2014. № 14. С. 58–62. Спачиль О.В. Несвоевременная пьеса. «Татьяна Репина» А.П. Чехова: проблемы рецепции // Юбилейное: Вопросы истории, поэтики и интерпретации русской литературы: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2015. С. 66–73. Чехов А.П. Медведь: Шутка в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 11. Пьесы, 1878–1888. Москва: Наука, 1976. С. 293–311. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/medved.htm (дата обращения: 06.06.2022). Чехов А.П. Татьяна Репина: Драма в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 12. Пьесы, 1889–1891. Москва: Наука, 1978. С. 77–95. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/tatyana-repina.htm (дата обращения: 06.06.2022). Чехов А.П. Юбилей: Шутка в одном действии // Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. Т. 12. Пьесы, 1889–1891. Москва: Наука, 1978. С. 203–220. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/yubilej_1.htm (дата обращения: 06.06.2022).