19
Белопухова Ольга Владимировна
Костромской государственный университет
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ Т. СТОППАРДА «БЕРЕГ УТОПИИ»
Белопухова О.В. Функциональная значимость образа И.С. Тургенева в драматической трилогии Т. Стоп-парда «Берег утопии» // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 146–152. https:// doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-146-152
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-146-152
УДК: 821.161.1.09’’19’’
EDN: PLVCVD
Дата приема статьи в публикацию: 05.09.2022
Аннотация: Ключевыми фигурами в реализации замысла пьесы «Берег Утопии» Тома Стоппарда многие исследователи называют А.И. Герцена и В.Г. Белинского. В данной статье делается попытка определить функциональную значимость образа И.С. Тургенева в пьесе Стоппарда в свете постмодернистских тенденций. Автор статьи доказывает, что образ Тургенева не является в книге Стоппарда центральным, но имеет особое значение в реализации идеи произведения. Он подчеркивает колорит эпохи, погружает читателя в прошлое, позволяет провести параллели между временем жизни писателя и настоящим. Мнение героя Тургенева, в котором Стоппард попытался максимально передать черты и особенности прототипа, становится альтернативным в политических дискуссиях и в литературных спорах о роли литературы и назначении писателя в обществе, о роли личности в истории. Отдельное внимание в работе уделяется историческим фактам в пьесе Стоппарда, истории любви Тургенева к Полине Виардо.
Ключевые слова: Том Стоппард, И.С. Тургенев, пьеса, драма «Берег Утопии», образ, постмодернизм, прототип, художественный образ.
Список литературы: Беляева В.Е. Принципы поэтики драматургии Тома Стоппарда: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2007. 205 с. URL: http://www.dissercat.com/content/printsipy-poetiki-dramaturgii-toma-stopparda (дата обращения: 07.03. 2022). Ванчугов В.В. Что сделано западными россиеведами применительно к русской философии // Вестник РУДН. Сер.: Философия. 2013. № 1. С. 79–90. Гайдин Б.Н. «Анти-Гамлет» у И.С. Тургенева и Т. Стоппарда // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 231–235. Дворянкина И.С. Исторический процесс и историческое время в драматургии Тома Стоппарда // Наука и школа. 2020. № 1. С. 39–49. Доценко Е.Г. Завершая год Шекспира: шекспировские сценарии Тома Стоппарда // Филологический класс. 2016. № 4 (46). С. 89–93. Киеня Н. Два берега русских утопий // Известия. 2007. 16 марта. Климова С.Б. Образ России в современной английской культуре: старое и новое // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1. С. 89–92. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_8-1_21.pdf (дата обращения: 07.03.2022). Макаренко O.H. Истоки философских идей и способы их выражения в трилогии Т. Стоппарда «Берег Утопии» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 134–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11744270 (дата обращения: 07.03.2020). Макаренко О.Н. Литературные источники образа Виссариона Белинского в пьесе Т. Стоппарда «Берег Утопии» // Гуманитарные исследования. 2008. № 3. С. 89–95. URL: http://asu.edu.ru/images/File/Izdatelstvo/GI_2008_3(27).pdf (дата обращения: 07.03.2020). Мережникова И.С. «Берег Утопии» Т. Стоппарда: эволюция поэтики исторических персонажей // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 237–241. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bereg-utopii-t-stopparda-evolyutsiya-poetiki-istoricheskih-personazhey(дата обращения: 07.03.2022). Решетняк А.В. Способы языкового выражения образов России и русских: на материале пьес Тома Стоппарда: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 178 с. URL: http://www.dissercat.com/content/yazykovoe-vyrazhenie-obraza-avtora-i-obraza-rasskazchika-v-russkoi-proze-molodykh-avtorov-po (дата обращения: 07.03.2022). Созина Е.К. Гегель в культурном сознании России 1840-х годов и роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: сб. науч. ст.: к 100-летию со дня рождения профессора И.А. Дергачёва. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2011, № 3. С. 79–90. Соловьева Д.Ю. Новый историзм в творчестве Тома Стоппарда (на примере пьес «Травести», «Берег Утопии», «Рок-н-ролл») // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. URL: http://mediascope.ru/?q=node/2088 (дата обращения: 07.03.2022). Стоппард Т. Берег Утопии: драматическая трилогия / пер. с англ. А. Островского и С. Островского. Москва: Иностранка, 2006. 479 с. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 11. Москва: АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский дом), 1983. 527 с. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 14. М.: ИРЛИ. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Наука. 2003. 418 с. Шамина В.Б. Пьесы Тома Стоппарда как отражение характерных черт постмодернизма в драматургии // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2009. Т. 151, кн. 3. С. 133–143. Gerigk H.-J. Tom Stoppard und Turgenjew. Ein Kommentar zur Dramentrilogie “The Coast of Utopiaˮ. URL: https://www.horst-juergen-gerigk.de/aufs%C3%A4tze/tom-stoppard-und-turgenjew/ (дата обращения: 07.03.2022). Tom Stopard’s livejournal. URL: https://tom-stoppard.livejournal.com/2087.html (дата обращения: 07.03.2022).
Информация об авторе: Белопухова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, klepa3367@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6679-8831