boldyreva-em-vestnik-2021-4-ru.pdf |
- 22
- Хай Цзы – китайский Есенин: танатологическая поэтика и «роман со смертью»
- Болдырева Е.М. «Хай Цзы – китайский Есенин: танатологическая поэтика и «роман со смертью» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 4. С. 151-161. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-151-161
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-151-161
- УДК: 821(510).09”20”
- Дата приема статьи в публикацию: 12.11.2021
- Аннотация: В статье рассматривается творчество китайского поэта Хай Цзы как пример духовного и художественного влияния творчества Есенина на современную китайскую поэзию. Поэтический диалог Хай Цзы и С. Есенина анализируется с точки зрения танатологической поэтики, что позволяет представить их творчество как разработку различных вариаций танатопоэтики с целью достижения абсолютной самоидентификации путем синтеза «Я» – смерти – искусства. Категория смерти рассматривается как интегральная основа творчества С. Есенина и Хай Цзы, что в конечном итоге приводит к осознанию отношения к смерти как онтологической, эпистемологической и аксиологической основы жизни и творчества. В статье обосновывается, что «роман со смертью» Сергея Есенина и Хай Цзы – это проявление их жизнетворческой стратегии, выявляются мотивные и образные переклички в аспекте танатологической поэтики с учетом различной природы этих мотивов: стихийно-органического ощущения смерти у Есенина и танатологической идеологии Хай Цзы, основанной на синтезе западной философии, конфуцианства и даосизма. Особое внимание уделяется рассмотрению поэмы Есенина «Черный человек» и стихотворения «Весна. Десять Хай Цзы» как произведений, обнажающих ключевые установки танатологического дискурса поэтов, а также анализу стихотворения Хай Цзы «Жизнь прервалась» как призмы для реинтерпретации жизни и творчества Есенина в рамках танатологической парадигмы «китайского Есенина» и важнейшего акта семиотизации собственной жизни и творчества, когда самоубийство позиционируется как финальное высказывание, как достижение поэтического абсолюта и рождение «чистого стиха».
- Ключевые слова: Хай Цзы, С. Есенин, русская поэзия ХХ века, современная китайская поэзия, танатологическая поэтика, категория смерти, жизнетворчество, конфуцианство, даосизм, танатологические мотивы, танатологическая метафорика.
- Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках деятельности Центра по изучению русскоговорящих стран Юго-Западного университета Китайской Народной Республики при Министерстве образования КНР
- Список литературы: Азиатская медь: Антология современной китайской поэзии / сост. Лю Вэньфэй. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 256 с. Асеев Н.Н. Дневник поэта: сборник статей. Ленинград: Прибой, тип. Печатный двор Гос. изд-ва, 1929. 227 с. Болдырева Е.М. Российско-китайский культурный диалог: Го Можо – «китайский Маяковский» // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 169–182. Ван Синьтун. С.А. Есенин и китайский поэт Хай Цзы: биографические и творческие параллели // Современное есениноведение. 2017. № 2. С. 14–18. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос. Т. 1: Стихотворения / подгот. текстов и коммент. А.А. Козловского; науч. ред. А.М. Ушаков, 1995. 671 с. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1997. Т. 2: Стихотворения: (Маленькие поэмы) / подг. текста и коммент. С.И. Субботина. 464 с. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1998. Т. 3: Поэмы / сост. и подг. текстов Н.И. Шубниковой-Гусевой, коммент. Е.А. Самоделовой, Н.И. Шубниковой-Гусевой, 720 с. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука: Голос, 1996. Т. 4: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений» / сост., подгот. текста и коммент. С.П. Кошечкина, Н.Г. Юсова, 544 с. Ковалева Р.М., Фу Сюеин. Есенинский код лирики Хай Цзы // Белорусско-китайский культурный и образовательный диалог: история, современное состояние, перспективы: сборник научных статей / под науч. ред. Н.Н. Хмельницкого. Минск: РИВШ, 2017. С. 62–69. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин / пер. с кит. А.В. Волкотрубова; коммент. Патриарха чань-буддизма Хань-шань Дэцина. Чита: Экспресс-Издательство, 2018. 208 с. Лейдерман Н.Л. «Совестной суд» (о поэме С. Есенина «Черный человек») // Филологический класс. 2007. № 1 (17). С. 70–73. Ма Сюнь, Эртнер Д.Е. Метафорические модели и символизация в поэзии С. Есенина и Хай Цзы // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 32–44. Пономарёва Т.А. Принцип зеркальности в поэме С. Есенина «Черный человек» // Современное есениноведение. 2009. № 10. С. 75–78. Прилепин Захар. Есенин: обещая встречу впереди. М.: Молодая гвардия, 2020. 1029 с. Федоренко Н.Т. Поэтическое творчество Го Можо // Вопросы литературы. 1958. № 8. C. 26–49. Цыбикова В.В. Основные художественные образы в творчестве китайского поэта Хай-цзы (1964–1989) // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер.: Востоковедение. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. Вып. 8. С. 209–213. Чжуан-цзы. Ле-цзы: пер. с кит. / вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 439 с. Van Crevel M. Chinese Poetry in Times of Mind, Mayhem an d Money. Leiden, BRILL, 2008. 537 p. 海子诗选. URL: https://shigeku.org/shiku/xs/haizi.htm (дата обращения: 24.07.2021) 谭玲霞,杨厚均. 海子诗歌死亡意象的两种类型 [J]. 汉字文化. 2018 (18) 许道军. “幻象的死亡”和“真正的死亡”——论海子的死亡哲学 [J]. 巢湖学院学报. 2004 (05) 刘俊杰. 东西交汇下的涅槃之舞——海子《亚洲铜》赏析 [J]. 名作欣赏. 2014 (14) 牛金霞. 海子诗歌中的“向死而生” [J]. 湖南广播电视大学学报. 2017 (04) 高碧珍.疲倦、忧伤和天才——论海子的死亡情结 [J].楚雄师范学院报.2006(02) 陈连锦.海子的死亡意识[J]楚雄师范学院学报.2010(07) 燎原。海子 评传。北京 中国 戏剧出版社。 2011 。 313 页 王兆玮.“麦子”与“白桦”:海子与叶赛宁的诗歌创作对比[J].文学教育(上), 2020 (09):115-117. 张清华.村庄·土地·大地·原乡:海子诗歌的基本母题与美学根基[J].文艺争鸣 , 2019 (06):145-155. 张清华。一次性写作,或伟大诗歌的不归路: 解读海子的前提 // 文艺争鸣。2019。第3期。 林倩怡.海子与叶赛宁乡村诗歌对比研究[J].文学教育(上), 2019 (05): 132-133. 张瑞云. 海子与叶赛宁的诗歌创作思想比较[D].苏州大学, 2013. 李一帅.青春·大地·呼唤——解读叶赛宁与海子自然诗审美思想[J].中国青年政治学院学报, 2008 (03): 105-107.