17
Бондарчук Елена Михайловна
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Символика книги и пространство культурной памяти в «финальной книге» Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Бондарчук Е.М. Символика книги и пространство культурной памяти в «финальной книге» Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 135–147. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-135-147
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-135-147
УДК: 821.161.1.09''20''
Дата приема статьи в публикацию: 18.08.2021
Аннотация: В статье исследуется один из символических компонентов «предметного мира» романа о писателе – образ «книги». Отмечается, что его использование в поэтике «Доктора Живаго» многофункционально. Помимо характеристики художественного пространства «книга» выступает в качестве «готового предмета», который реализует в сюжете «универсальные и всеобъемлющие смысловые сегменты», связанные с культурной памятью, целостностью жизни и мироустройства. Отдельное внимание уделяется содержанию жанрового обозначения «финальная книга», которое применяется к ряду «полиморфных» романов конца XIX–XX вв. и рассматривается в контексте «жанровых генерализаций» в литературе. Уточняется значение лексических компонентов, используемых в рамках данного жанрового обозначения. Окказиональный смысл «целевой», содержащийся в слове «финальный», позволяет увидеть в интенсивной ауторефлексии писателя, оказывающей значительное влияние на творческий процесс, устремленность к познанию «скрытой сущности» вещей. Обращенность к целям, заложенным в «онтологическую конструкцию» сущего, определена в философской традиции как «феноменологическая редукция» (Э. Гуссерль), «трансцендирование духа за свои пределы» (Р. Гарригу-Лагранж). Этими процессами обусловлена ретардированность фазы формирования замысла произведении – феномен, который еще мало объяснен.
Ключевые слова: финальная книга, замысел, культурная память, telos, готовый предмет, семантический треугольник, семантическая диада, символика «книги»
Список литературы: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х–1970-х гг. 505 с. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч.: в 4 т. М.: Московский Клуб, 1992. Т. 1. 325 с. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 95 с. Бычков В.В. Символизация в искусстве ках эстетический принцип // Вопросы философии. 2012. № 3. URL: http://vphil.ru/index.php?id=493 &option=com_content &task=view (дата обращения: 26.09.20) Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Искусство и образование, 2013. 256 с. URL: https://terme.ru/termin /transcendirovanie.html (дата обращения: 30.06.2021). Виноградов В.В. История слов. Часть «вдохновить». URL: http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=vdochnovit (дата обращения: 26.09.20) Гевленко Ю.А. Художественный замысел как творческая процедура // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-zamysel-kak-tvorcheskaya-protsedura (дата обращения: 30.06.2021). Гершензон М. Тройственный образ совершенства // Гершензон М. Избранное. Москва: Университетская книга; Иерусалим: Gesharim, 2000. Т. 4. 640 с. Гримова О.А. Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго» // Новый филологический вестник. 2013. № 2 (25). С. 7–44. Евдокимова О.В. Гносеологические образы в лирике Б.Л. Пастернака 1920-х годов (на материале книг «Сестра моя – жизнь» и «Темы и вариации»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж. 2006. 16 с. Евлампиев И.И., Малышкин Е.В. Две метафоры памяти. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2011. 246 с. // HORIZON. Феноменологические исследования. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyshkin-e-v-dve-metafory-pamyati-spb-izd-vo-sankt-peterb-gos-un-ta-2011-246-s (дата обращения: 05.07.2021). Евразийская мудрость от А до Я: толковый словарь / Виславий Зорин. Алматы: Сөздiк-Словарь, 2002. 408 с. URL: https://terme.ru/termin/fenomen.html (дата обращения: 30.06.2021). Жиличева Г.А. Метафоры откровения в нарративе «Доктора Живаго» // Новый филологический вестник. 2012. № 4 (23). С. 78–106. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М.: Прогресс, 1996. 344 с. Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-Центр, 2008. 336 с. URL: https://mir-knig.com/read_230244-56 (дата обращения: 30.06.2021). Йетс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997. 479 с. URL: http://psylib.org.ua/books/yates02/index.htm (дата обращения: 26.09.20) Йожа Д.З. Роман-панацея. Асклепий как протообраз доктора Живаго (к постановке вопроса) // Культура и текст. 2013. № 2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-panatseya-asklepiy-kak-protoobraz-doktora-zhivago-k-postanovke-voprosa (дата обращения: 05.07.2021). Карпенко Г.Ю. Возвращение Белинского: литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений. Самара: Самарский университет, 2001. 368 с. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. 248 c. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5760/5764 (дата обращения: 30.06.2021). Лейдерман Н.Л. Теория жанра: науч. издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 904 с. Луков В.А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-i-zhanrovye-generalizatsii (дата обращения: 30.06.2021). Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: роман. Куйбышев: Кн. изд-во, 1989. 528 с. Пастернак Б.Л. Несколько положений // Пастернак Б.Л. Сочинения: в 2 т. Тула: Филин, 1993. Т. 2: Поэмы, проза. С. 315–317. Пастернак Е.Б. Биография. М.: Цитадель, 1997. 728 с. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М.: Наука, 1971. 400 с. URL: http://feb-web.ru/feb /griboed/critics/tig/tig-001-.htm (дата обращения: 30.06.2021). Савинов Р.В. Эпистемология неотомизма: учение Р. Гарригу-Лагранжа // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 86. С. 81–92. Сверхкраткий философский словарь: Краткое изложение книги «Буквы философии» / Ал.С. Акулов. СПб., 1999. 52 с. URL: https://terme.ru/termin/cel.html (дата обращения: 30.06.2021). Симонова С.А., Арасланова С.С. Библиотечная вселенная Х.Л Борхеса // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 255–257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnaya-vselennaya-h-l-borhesa (дата обращения: 05.07.2021). Синявский А.Д. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака // Boris Pasternak and his times. Selected papers from the second international symposium on Pasternak. Berkeley slavic specialties, 1989. Pр. 359–371. Славутин Е.И., Пимонов В.И. К вопросу о профетической структуре художественного текста // Вестник Литературного института имени А.М. Горького, 2013. № 1. С. 37–44. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака. М.: Советский писатель, 1990. 288 с. Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия // Философское наследие. Священник Павел Флоренский. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. 680 с. Фрумкин К. (сост.) Словарь хайдеггерианских терминов. URL: https://terme.ru/slovari/slovar-haideggerianskih-terminov-po-bytiyu-i-vremeni.html (дата обращения: 30.06.2021). Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический Проект, 2008. 528 с. URL: https://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/Ist_intro.php (дата обращения: 26.09.20) Щедракова О.Н. Функционирование категории вещи в поэзии постсимволизма: На материале ранней лирики Б.Л. Пастернака: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 215 с. Щербитько А.В. Книга в повествовательных стратегиях литературы ХХ века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. 27 с. Эко У. Vertigo. Круговорот образов, понятий, предметов. М.: Слово/SLOVO, 2009. 408 с. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/101185 (дата обращения: 08.07.2021). Эрн В.Ф. Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. М.: Путь, 1912. 342 с. Garrigou-Lagrange R. Le Realisme du Principe de Finalite. Рaris, Desclée de brouwer et Cle, éditeurs., 1932, рр. 150–151. Szerb A. Magyar irodalomtortenet, Budapest, Magvető, 1982, 594 p.
Информация об авторе: Бондарчук Елена Михайловна, кандидат филологических наук, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Самара, Россия, elena_bondarchuk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-1021-5684