15
Алексеева Анастасия Андреевна
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Министерства обороны РФ
К вопросу о художественной целостности цикла С. Городецкого «Тюремные песни»
Алексеева А.А. К вопросу о художественной целостности цикла С. Городецкого «Тюремные песни» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 122–127. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-122-127
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-122-127
УДК: 821.161.1.09''20''
Дата приема статьи в публикацию: 18.08.2021
Аннотация: Настоящая статья посвящена характеристике основных признаков интеграции, наблюдающихся в «Тюремных песнях» С. Городецкого, наличие которых свидетельствует о цикличной структуре произведения. В работе дан развёрнутый анализ стрежневых тем цикла, центральных мотивов и образов. Автором указывается, что ведущую роль в формировании принципа текстопостроения художественного единства играет антитеза, при помощи использования которой наиболее чётко прослеживается развитие позиции лирического героя, которая становится тождественна позиции самого автора. В статье сделан вывод о том, что стихотворения, составляющие структуру «Тюремных песен», действительно обнаруживают общие художественные скрепы, поддерживающие цикличную природу произведения, а также прочные художественные связи со всей структурой сборника «Дикая воля». К ним относятся как общее заглавие, единый лирический герой, близкий самой фигуре автора, общие мотивы и образы, так и жанровые характеристики отдельных стихотворений цикла. Кроме того, концептуальные смыслы для понимания произведения в целом рождаются не внутри отдельных стихотворений, а на их стыках, что даёт возможность приблизиться к постижению авторской картины мира, воплощённой поэтом в тексте цикла.
Ключевые слова: циклизация, лирический цикл, художественная целостность, Серебряный век, Сергей Городецкий, «Дикая воля», «Тюремные песни».
Список литературы: Городецкий С.М. Стихотворения и поэмы / вступ. ст. и сост. С.И. Машинского; подг. текста и коммент. Е.И. Прохорова. Ленинград: Советский писатель, 1974. 638 с. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики: учеб. пособие. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1983. 104 с. Локтевич Е.В. Трансформация параллелизма в контексте феномена идейно-субъектной пограничности (на материале сборника С. Городецкого «Дикая воля») // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. Х Междунар. практ. конф. 2019. С. 119–122. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 750 с. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2003. 814 с. Щербакова Т.В. Мифопоэтика в сборнике Сергея Городецкого «Дикая воля» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, Журналистика, 2013. № 2. С. 5–13.
Информация об авторе: Алексеева Анастасия Андреевна, кандидат филологических наук, Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко Министерства обороны РФ, Кострома, Россия, alekseeva.a.anastasia@yandex.ru