22
Хабибуллина Флёра Яхиятовна
Марийский государственный университет
Иванова Ираида Геннадьевна
Марийский государственный университет
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМОНИМОВ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТАХ ТАТАРСКОГО И МАРИЙСКОГО НАРОДОВ
Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Функционирование комонимов в современных песенных текстах татарского и марийского народов // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 3. С. 175–186. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-175-186
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-175-186
УДК: 81’373.72
EDN: NQLIKK
Дата приема статьи в публикацию: 26.05.2024
Аннотация: Статья посвящена анализу современной музыкально-песенной традиции контактирующих этносов Среднего Поволжья. Основное внимание сосредоточено на изучении песенных текстов на татарском и марийском языках, содержащих онимы сельских населенных пунктов Республики Татарстан и Республики Марий Эл. Установлено сохранение общей для обоих этносов тенденции, выраженной в унификации тематических групп, сохранении общих черт национально-культурной специфики в исполнении музыкальных произведений. Зафиксирована свойственная для татарской песенной модели архаичная пентатоника, заимствованная в марийскую народную песню. Подтверждено, что основой современной татарской и марийской музыкально-песенной культуры села выступает жанр деревенского напева, маркирующий место бытования песни и информирующий об отнесённости песенного произведения к определённому населённому пункту. Прослеживается прямая связь между онимом села и деревенским напевом. Реализация деревенского напева осуществляется преимущественно в обоих языках посредством лирической песни и такмака. Такмак (частушка), как наследие музыкального влияния тюркско-татарского населения Среднего Поволжья, сохранил своё влияние на музыкальную традицию черемис (мари), что позволило установить определенное родство современной песни этих народов в сельском сообществе. Маркирование географической отнесенности песенных произведений обеспечивается топонаименованиями, описывающими локацию того или иного населенного пункта. В качестве текстового материала использованы песенные сборники сводного типа на татарском и марийском языках, представленные в печатном и электронном вариантах. Сравнительный анализ современных песен, включающих комонимы, выявил сходные черты при их реализации в естественной культурной среде. Большинство современных народных песен, как татарских, так и марийских, построены на традиционных мотивах малой родины, ностальгии по родному селу, любви к природе, автобиографической истории, воспоминаниях о прошедшей молодости и детстве с указанием характерных для данной территории особенностей геоландшафта, а также лингвокультурными образами, построенными на мотивах социокоммуникации – презентации населенного пункта, его жителей, выдающихся уроженцев, самопрезентации, продвижении традиций села, взаимоотношений полиэтнического состава деревни и др.
Ключевые слова: комоним, песня, песенный текст, жанр, тематическая группа, марийский язык, татарский язык, Среднее Поволжье.
Список литературы: Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2005. URL: https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/256-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F (дата обращения: 13.02.2024). Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт-Петербург: Норинт, 2000. 1434 с. URL: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com (дата обращения: 13.02.2024). Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья: дис. ... д-ра искусствоведения. Казань, 340 с. Викар Л. Немеркнущие ценности // Советская музыка. 1985. № 4. С. 120–121. Викар Л. Венгерские исследования чувашской народной музыки // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 2000. № 1. С. 45–53. Гарипова Ф.Г. Татар топонимнары сүзлеге. Казан, 2010. 679 б. (Тат.) Каюмова Э.Р. Татарская народно-песенная культура Нового времени (Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции): дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2004. 285 c. Кондратьев М.Г. Зеркало истории. Памяти Ласло Викара – лучшего зарубежного знатока музыки народов Поволжья // Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). С. 41–47. Максимов В.Н. Габору Берецки – 95 // Финно-угорский мир. 2023. Т. 15, № 3. С. 380–381. Марий калык муро. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1951. 340 с. (Мар.) Миннуллин К.М. Общая символика песенной поэзии народов Поволжья и Приуралья // Типология татарского фольклора. Казань: Мастер Лайн, 1999. С. 32–48. Миннуллин К.М. Песня как искусство слова: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2001. 72 с. Муро пыжаш – чоныштем. Йошкар-Ола, 2012. 204 с. (Мар.) Народная песня // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. академик А.М. Прохоров. Москва, 2000. 1456 с. URL: https://ru.ruwiki.ru/ Населенные пункты Республики Татарстан // Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Татарская энциклопедия. Т. 5. URL: http://www.ite.antat.ru/articles/punkt_s/s_007.shtml. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. 240 с. (Тат.) Песни горных мари: Кырык мары халык мурывлä. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева, 2005. 512 с. (Мар.) Песни луговых мари. Ч. 2. Необрядовые песни / сост. Н.В. Мушкина. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ им. В.М. Васильева, 2005. 502 с. (Мар.) Татар җырлары. Казань: Татарское кн. изд-во, 2022. 399 с. (Тат.) Татар халык иҗаты: Тарихи һәм лирик җырлар / төз., кереш мәкалә язучы, иск. әзерләүче И.Н. Надиров; редкол.: И.Н. Надиров (җит.), М.Г. Госманов, Х.Ш. Мәхмүтов (ф. ред.); СССР ФА, КФ. Г. Ибраһимов исем. ТӘТИ. Казан, 1988. 488 б. (Тат.) Татарская энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. Т. 1. 671 с.; 2010. Т. 5. 736 с. Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica / Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан. URL: https://tatarica.org/ru/razdely/glavnaya/ehnciklopediya-tatarika Татарско-русский словарь / Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова. Казань, 2007. URL: https://www.studmed.ru/tatarsko-russkiy-slovar_a3725780f1c.html. (Тат., Рус.) Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Астионимы в песенном творчестве мари и татар // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023а. Т. 16, вып. 11. С. 4006–4012. Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Топонимическая лексика в татарском и марийском песенном творчестве // Казанская наука. 2023б. № 9. С. 191–193. Neubarth K., Goienetxea I., Johnson C., Conklin D. Association mining of folk music genres and toponyms. 13th International Society for Music Information Retrieval Conference. ISMIR, 2012. https://www.researchgate.net/publication/265801099_Association_mining_of_folk_music_genres_and_toponyms
Информация об авторе: Хабибуллина Флёра Яхиятовна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия, khflora@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5438-1828
Информация о соавторе: Иванова Ираида Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Россия, iraida44@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5247-0125