17
Ненарокова Мария Равильевна
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
КОМИКС КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КРУГЕ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (случай У. Шекспира)
Ненарокова М.Р. Комикс как средство сохранения классической литературы в круге чтения современного человека (случай У. Шекспира) // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 135–143. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-135-143
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-135-143
УДК: 82.09
EDN: TZOGHN
Дата приема статьи в публикацию: 31.05.2024
Аннотация: Статья посвящена комиксам-адаптациям трагедии «Гамлет» и комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. Объектом изучения стали особенности комикса как текста, востребованного носителями клипового сознания, которое формируется под влиянием IT-технологий. Предметом изучения стали особенности трансформации текста-источника в комиксах-адаптациях XX–XXI вв. Исследование выполнено на материале двух адаптаций трагедии «Гамлет» и трех адаптаций комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. В задачи исследователя входило: определить связь жанра комикса и клипового сознания; выделить характерные черты жанра комикса; проанализировать отражение черт жанра в конкретных произведениях; описать изменения исходного текста в зависимости от характера аудитории. Исследование показало, что популярность комикса как жанра неразрывно связана с возникновением клипового сознания. Отдельные признаки жанра комикса соотносятся с характерными чертами клипового сознания: фрагментарность соответствует усвоению информации небольшими порциями, акцент на визуальной подаче информации связан с восприятием мира посредством зрительных образов.
Ключевые слова: У. Шекспир, «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», клиповое сознание, фрагментарность, зрительный образ, адаптация, комикс
Финансирование и благодарности: Статья выполнена по гранту Правительства Российской Федерации (соглашение № 23-28-00989 от 14.06.2022, срок реализации 2023–2024 гг.) «Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретации»
Список литературы: Антанасиевич И. Адаптации русской классики в комиксах королевской Югославии // Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования». 2016. Т. 2, № 1(7). URL: http://rrhumanities.ru/journal/article/202/ (Дата обращения: 14.03.2023) Беляева Е.В., Мартьянова Н.А. Использование принципов клипового мышления в конструировании процесса обучения русскому языку как иностранному на занятиях по лингвокраеведению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10(88), Ч. 2. C. 394–398. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25, № 4. С. 787–796. Вороненко А.И., Терешкова А.Н. Адаптация системы образования к «клиповому мышлению» // Эпоха науки. 2020. № 24. С. 288–292. Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989. 328 с. Григорьева Н.Ю. Комикс как креолизованный текст // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Лингвистика». 2013. Т. 10, № 1. С. 109–111. Громова Н.С. Лингвокультурологический аспект анализа креолизованных текстов // Язык и культура. 2013. № 4. С. 137–141. Кожокарь Д.А. Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей // Наука и образование сегодня. 2016. № 6(7). С. 98–101. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 3. C. 662–266. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. №3(14). С. 66–70. Максименко О.И. Поликодовый vs креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 2. С. 93–102. Махашвили Г.Д. Иллюстрированная книга и комикс // Вестник Московского государственного университета печати. 2012. № 6. С. 205–210. Минатуллаева Н.М., Кольцова И.В. Диагностика проявлений клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста: теоретическое обоснование // ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2). С. 59–70. Осьмухина О.Ю., Куряев И.Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin City” («Город грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3(81), Ч. 1. C. 49–52. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 5. С. 1–10. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (Дата обращения: 26.05.2024) Симакова С.И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С.107–118. Цветкова М.В., Кризская Е.В. Комикс Н. Батлер Гордость и предубеждение как вариант прочтения одноименного романа Дж. Остин // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2020. Т. 17, № 2. С. 217–231. Черняк М.А., Цветкова Е.Г. Графический путеводитель как новый способ диалога с классическим текстом // Ученые Записки Петрозаводского Государственного Университета. 2021. Т. 43, № 7. С. 78–84. Шекспир-Лозинский. Шекспир У. Сон в летнюю ночь / пер. М. Лозинского. URL: http://lib.ru/SHAKESPEARE/midsummer.txt (Дата обращения: 27.05.2024) Шеметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогического мышления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 254–259. Юдин Л.А. Драматургический потенциал графического романа: поэтика синкретизма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 186–190. John F. McDonald. URL:https://johnfmcdonald.co.uk/ (The Date of Access: 27.05.2024). Nel Yomtov. URL: https://bookroo.com/creatives/nel-yomtov (The Date of Access: 27.05.2024). Steven Grant. URL: https://www.imdb.com/name/nm1556427/ (The Date of Access: 27.05.2024). Tom Mandrake. URL: https://www.imdb.com/name/nm2180319/ (The Date of Access: 27.05.2024). Shakespeare W. Hamlet. Adapted by Stephen Grant & Tom Mandrake. New York: The Berkley Publishing Group and First Publishing, 1990. 46 p. Shakespeare W. Hamlet. Adaptation: Samuel Willinski. Newbury, Berc.: Classic Comic Books, 2018. 49 p. Shakespeare W. A Midsummer Night’s Dream. A Graphic Novel by Nel Yomtov. NorthMancato, Minnesota: Stone Arch Books, 2012. 88 p. Shakespeare W. A Midsummer Night’s Dream. A Graphic Novel by John McDonald. Original text Version. Litchborough (UK): Classical Comics Ltd, 2011. 144 p. Shakespeare W. A Midsummer Night’s Dream. A Graphic Novel by John McDonald. Plain Text Version. Litchborough (UK): Classical Comics Ltd, 2011. 144 p.
Информация об авторе: Ненарокова Мария Равильевна, доктор филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, maria.nenarokova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5798-9468