15
Коршунова Людмила Юрьевна
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина
ДРАМА АРТУРА ШНИЦЛЕРА «ЗЕЛЕНЫЙ ПОПУГАЙ»: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
Коршунова Л.Ю. Драма Артура Шницлера «Зеленый попугай»: проблематика и поэтика // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 122–128. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-122-128
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-122-128
УДК: 821(436).09‟20”
EDN: LRNVXE
Дата приема статьи в публикацию: 13.05.2024
Аннотация: Статья посвящена одноактной пьесе Артура Шницлера «Зеленый попугай». Особенности жанра одноактной пьесы, пружиной драматического действия которой является диалог, и создание «театра в театре» позволило автору поставить множество вопросов в рамках небольшого по объему произведения. Структурным элементом драмы является параллелизм сюжетных линий, благодаря чему всесторонне освещаются магистральные для творчества писателя темы любви и смерти, реальности и иллюзии, правды и вымысла, игры и действительности. Доказывается, что смешение реальности и иллюзии способствует раскрытию образов персонажей, которые мыслятся как существа исключительно театрального дискурса, не могущие реализовать себя вне сцены. Эстетическое наслаждение от игры получает негативную коннотацию и приводит к самообману и неспособности определить свое место в реальной жизни. Смещение планов реального и театрального также сокращает дистанцию между сценой и зрительным залом, в результате чего на первый план выходит проблема рецепции пьесы реальным зрителем. Данный подход к созданию драматической формы становится все более актуальным в литературе XX века.
Ключевые слова: Артур Шницлер, игра, одноактная пьеса, действительность, иллюзия, гротеск, актер, зритель
Список литературы: Архипов Ю.И. Венская школа «модерн»: Австрийская литература на рубеже XIX и XX веков // История всемирной литературы: в 8 т. Москва: Наука, 1994. Т. 8. С. 348–351. Вислова А.В. «Серебряный век» как театр: феномен театральности в культуре рубежа XIX–XX вв. Москва: Рос. ин-т культурологии, 2002. 210 с. Горбатенко М.Б. Одноактные пьесы Артура Шницлера: проблематика, поэтика, провокация // Новая драма рубежа XIX–XX веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы науч. конф. 8–10 нояб. 2013 г. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской академии театрального искусства, 2014. С. 72–81. Кириллова А.С. Понятие «драма настроения» в отечественной критике конца XIX – начала XX веков на примере драматургии А. Шницлера // Русская филология и национальная культура. 2023. № 2 (7). С. 1–13. URL: https://filolog-rgu.ru/wp-content/uploads/st07-2023.pdf (дата обращения: 17.04.2024). Лотман Ю.М. Текст в тексте // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. С. 148–160. Соколова Е.В. Игровые концепции в драматургии эпохи модернизма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009. 23 с. Стрельникова А.А. Театр в эстетике группы «Молодая Вена» // Studia Litterarum, 2017. Т. 2, № 2. С. 80–103. Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал. Москва; Иваново: Изд-во МИК, 2003. 431 с. Шапошникова О.В. Гротеск // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Москва: НПК «Интелвак», 2001. С. 188–190. Шницлер А. Зеленый попугай: пер. З. Венгеровой. URL: http://az.lib.ru/s/shnicler_a/text_1899_der_grune_kakadu.shtml (дата обращения: 17.04.2024). Bayerdörfer H.P. Vom Konversationsstück zur Wurstelkomödie. Zu Arthur Schnitzlers Einaktern. Jahrbuch der deutschen Schillergesellschaft, 1972, No. 16, S. 516-575. Doppler A. Die Form des Einakters und die Spielmetapher bei Arthur Schnizler. Doppler A. Wirklichkeit im Spiegel der Sprache. Aufsätze zur Literatur des 20. Jahrhunderts in Österreich. Wien, Europaverlag, 1975, S. 7-30. Le Rider J. La representation de la Revolution francaise dans le piece Au perroquet Vert d’Arthur Schnitzler. Austriaca, 1989, No. 29, pp. 99-108. Lindner A. “…Die uns nehmen, was uns gehört”: On Gender and Economics in Schnitzler’s ‘Der grüne Kakadu’. Austrian Studies, 2019, vol. 27, pp. 149-162. Nehring W. Arthur Schnitzler and the French Revolution. Modern Austrian Literature, 1992, vol. 25, No. 3/4, Special Arthur Schnitzler Issue, pp. 75-94. Perlmann M.L. Arthur Schnitzler. Stuttgart, Metzler, 1987, 195 S. Rys M. Groteske Vorführungen: die Darstellung von Masse und Individuum in der Revolutionsgrotesken von Arthur Schnitzler (Der grüne Kakadu) und Rudolf von Delius (Robespierre). Neophilologus, 2016, No. 100, S. 611-629. Schnitzler A. Tagebuch. URL: https://schnitzler-tagebuch.acdh.oeaw.ac.at/pmb30615.html/ (access date: 17.04.2024). Schnitzler A. Der grüne Kakadu. Schnitzler A. Gesammelte Werke. Die Theater-Stücke. Berlin, Fischer, 1912, Bd. 1-4, Band. II, S. 81-127. Schnitzler A. Der grüne Kakadu: historisch-kritische Ausgabe. Herausgegeben von Anna Lindner. Berlin, De Gruyter, 2020, 655 S.
Информация об авторе: Коршунова Людмила Юрьевна, кандидат филологических наук, Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, Иваново, Россия, l_korshunova@mail.ru, http://orcid.org/0009-0002-1762-3573