Bogdanova-TF-vestnik-ksu-2023-3-ru.pdf |
- 26
- ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ В ДЕЛОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ПЕРЕПИСКЕ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
- Богданова Т.Ф. Лексическая тональность в деловой интернет-переписке на русском и английском языках // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 194–199. https://doi.org/10.34216/1998- 0817-2023-29-3-194-199
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-194-199
- УДК: 81’373
- EDN: HDOAUW
- Дата приема статьи в публикацию: 26.09.2023
- Аннотация: Предпринятое исследование посвящено компаративному анализу лексической тональности в деловой интернет-переписке на русском и английском языках. Проведен обзор и анализ научной литературы, статей, посвященных изучению понятия лексической тональности. Лексическая тональность – это субъективное отношение через эмоцию, оценку, мнение, суждение к другому субъекту или объекту, которое определяется на уровне лексики, что позволяет исследовать тональность в предложении, разбивая его на отдельные лексемы и учитывая значение каждой из них. Изучены современные тенденции, влияющие на лексическую тональность при написании деловых писем на русском и английском языках. В исследовании представлены варианты слов, имеющих положительную или отрицательную семантику, слова с семантикой, в которых содержится эмоциональная оценка, и слова со значением доброжелательности, заинтересованности, тактичности, состоятельности и т. д. Показано, как в предложении с помощью слов определяется положительная, отрицательная, нейтральная тональность, которая выражается в положительном, отрицательном или нейтральном отношении субъекта к объекту. Одной из задач исследования является дополнение классификации средств в двух языках (с учетом их специфики) для определения лексической тональности текста в деловой интернет-переписке.
- Ключевые слова: лексическая тональность, деловой стиль, интернет-переписка, лексема, семантика, субъект, объект
- Список литературы: Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. Москва, 1990. С. 688. Зверева Е.Б. Этикет электронной деловой переписки // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 24. С. 1986–1990. Князьков Д.А., Семина Т.А. Автоматическая обработка тональных единиц в песенном дискурсе (опыт лингвистической экспертизы) // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. 2021. № 1. С. 198–210. URL: www.evestnik-mgou.ru Магомедова Л.А. Авторская индивидуальность в жанрах дипломатического подстиля. ДГПУ, 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-individualnost-v-zhanrah-diplomaticheskogo-podstilya (дата обращения: 12.01.2023). Мельникова Е.Н. Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний в немецкой диалогической речи // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 542–546. URL: https://moluch.ru/archive/68/11716/ (дата обращения: 31.10.2020). Мухин С.В., Ефремова Д.А. Лексическая тональность древнеанглийской элегии // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. № 6 (822). С. 184–494. Нелюбова Н.Ю., Гурова А.В. Роль лингвокультурного фактора при переводе французской и русской деловой интернет-переписки // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. T. 7, № 1. С. 100–113. Пазельская А.Г., Соловьев А.Н. Метод определения эмоций в текстах на русском языке // Диалог: труды междунар. конф., 2011. URL: www.dialog-21.ru/digests/dialog2011/materials/ru/pdf/50.pdf (дата обращения: 08.03.2023). Палт Е.А., Корецкая И.А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // Вестник университета. 2015. № 4. С. 336–339. Филатова Н.П. Эмотивная тональность в английском тексте делового письма // Язык и мир изучаемого языка. 2015. № 6. С. 206–210. Чжу Ю.П. Особенности реализации категории эмотивности в русском рекламном поликодовом многоканальном тексте // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14, № 1. С. 123–129. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-123-129. Шаховский В.И. Синергетика слова в семасиологической семиотике языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 5–11. Turney P.D., Littman M.L. Measuring praise and criticism: Inference of semantic orientation from association. ACM Transactions on Information Systems (TOIS), 2003, vol. 21, No. 4, pp. 315-346. Xu G, Meng X.F., Wang H.F. Build Chinese Emotion Lexicons Using A Graph-based Algorithm and Multiple Resources Key Laboratory of Computational Linguistics. Peking University, 2010. URL: https://dblp.org/rec/conf/coling/XuMW10.html (access date: 19.07.2023).