16
Дрейфельд Оксана Викторовна
Кемеровский государственный университет
Концепт пустоты в романе «Счастье Кандида» С. Кругосветова (компаративный анализ)
Дрейфельд О.В. Концепт пустоты в романе «Счастье Кандида» С. Кругосветова (компаративный анализ) // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 117–122. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-117-122
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-117-122
УДК: 821.161.1.09”20”
EDN: ZYBJGX
Дата приема статьи в публикацию: 21.03.2023
Аннотация: Смысловая пустота фактической реальности – важнейшая идея постмодернизма, которая связана с признанием относительности любых идей, философем, смыслов, концепты которых представляют собой «симулякры». За десятилетия существования русского литературного постмодернизма трактовка соотношения человека и реальности, вещи и концепта осмысляется заново относительно мировой культуры. С помощью сравнительно-сопоставительного анализа романов Саши Кругосветова «Счастье Кандида» и В. Пелевина «Чапаев и Пустота» было выявлено содержание концепта пустота, создающего центральный образ в обоих текстах, были изучены его смысловые и функциональные характеристики. В романе «Чапаев и Пустота» концепт пустота участвует в формировании экзистенциального сюжета, связанного с субъективным стремлением персонажей к выходу из пустоты, потому что она участвует в преодолении неизбежных социокультурных самоидентификаций, позволяет строить образ множественности в противоположность бинарным оппозициям. В романе Саши Кругосветова при описании образа реальности основой стратегии повествования является игра с читателем, основанная на соотнесении функциональных копий объектов, замаскированных объектов, иллюзорных объектов и виртуальных копий, а главными приёмами их предъявления становятся буквализация метафоры и абсурдизация. Пустота в романе Саши Кругосветова – не только онтологическая характеристика, размывающая оппозицию «бытия» и «небытия», но и особенность стилистики, уходящей от любого конкретного стиля за счёт освоения и присвоения слишком большого количества стилевых маркеров. Актуальность исследования связана с изучением модификаций русского постмодернизма в современном литературном процессе.
Ключевые слова: «пустота», симулякр, русский постмодернизм, Саша Кругосветов, В. Пелевин, литературная пародия, пастиш
Список литературы: Гревцева А.А. Парадигмы постмодернистского стиля мышления // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 5 (61). С. 374–379. Кругосветов Саша. Счастье Кандида. Москва: АСТ, 2021. 416 с. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота // В. Пелевин Чапаев и пустота. Жёлтая стрела. Москва: Вагриус, 2000. 414 с. Репина М.В. Творчество В. Пелевина 90-х годов ХХ века в контексте русского литературного постмодернизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2004. 25 с. Сейдашова А.Б. Мотив пустоты в романе В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2017. Вып. 22 (3). С. 449–456. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-3-449-456 Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Санкт-Петербург: Невский простор, 2001. 415 с. Суродина Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота»: на материале поэтического языка московских концептуалистов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград: Волгоград. гос. пед. ун-т, 1999. 20 с. Шубина П.В. Пустота как онтологическая и гносеологическая категория: способы говорить об отсутствии в западноевропейской философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2005. 21 с. Borges Jorge Luis. Las ruinas circulares. URL: https://ciudadseva.com/texto/las-ruinas-circulares/ (дата обращения: 17.02.2023). Jameson Fredric. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. USA, Duke University Press, 1996, 438 p. Lyotard Jean-François. La condition postmoderne: rapport sur le savoir. Paris, Minuit, 1979, p. 110. Vian Boris. L’Ecume des jours. Paris, Pauvert, 1963, 184 p.
Информация об авторе: Дрейфельд Оксана Викторовна, кандидат филологических наук, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, filoxenia@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3612-0237