23
Жиляков Сергей Викторович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Старооскольский филиал)
Cтихотворение «Памяти…» как самостоятельная жанровая форма в лирике И. Бродского
Жиляков С.В. Cтихотворение «Памяти…» как самостоятельная жанровая форма в творчестве И. Бродского // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 154–159. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-154-159
DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-154-159
УДК: 821.161.1.09”20”
Дата приема статьи в публикацию: 23.01.2020
Аннотация: В статье рассматривается поэтика стихотворения «Памяти…» в творчестве И. Бродского на примере одноименных произведений. Устанавливается, что жанрообразующим фактором в нем выступают элементы композиционно-содержательного единства, такие как заголовок, тематическая рефлексия, статус авторского «я», архетипичные образы воды и связанные с ней коннотативы, составляющие внутренний хронотоп и локусные индексы, которые в свернутом виде ассоциируются с метафорой «всплывать в памяти» и которые у Бродского имеют форму мифопоэзиса, определяемого автобиографическими и семиотическими смыслами. Выявляется, что произведения типа «Памяти…», хотя и имеют генеалогические связи, но отличны от эпитафии, стихотворений «На смерть…», что типологическая связь сближает их в большей мере с посвятительной традицией. В связи с этим делается вывод о том, что в отношении искомого жанра, объединяющего стихотворения «Памяти…», можно использовать исходное наименование, обособляющее его, либо считать стихотворным мнемоническим посвящением.
Ключевые слова: бессубъектность авторского «я», жанр, хронотоп, локус, развернутая метафора, архетипический образ, коннотатив, композиционно-содержательное единство.
Список литературы: 1. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий / пер. с лат. М.: Республика, 1992. 335 с. 2. Азаренков А.А. Композиция «больших стихотворений» Иосифа Бродского: принцип лейтмотивности // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История. Филология. 2016. Т. 15. № 9. С. 208–214. 3. Артемова С.Ю. Заглавие элегии: атавизм или жанровый маркер // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2018. № 2–1 (35). С. 43–50. URL: https://liber.rsuh.ru/elib/000012212 (дата обращения: 02.01.2019). 4. Бабичева Ю.В. Поэтика заглавия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Вып. 6. С. 61–64. 5. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. / под ред. С.Г. Бочарова, В.В. Кожинова. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. 731 с. 6. Бродский И. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000. 703 с. 7. Бродский И. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-Аттикус, 2018. 880 с. 8. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003. 365 с. 9. Верина У.Ю. Следы оригинальных идиостилей в поэтических переводах (стихотворение Т. Венцловы «Памяти поэта. Вариант» в интерпретации И. Бродского и А. Герасимовой) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. Вып. 4. С. 13–19. DOI 10.17072/2037-6681-2018-4-13-19 10. Калашников С.Б. Поэтическая интонация И.А. Бродского: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 235 с. 11. Конявская Е.Л. «Границы» древнерусской литературы и проблема жанров // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 248–260. 12. Лещева А.Н. Синтаксические средства создания семантики неопределенности в поэзии Иосифа Бродского // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 2. С. 90–94. 13. Ложкова А.В. Литературная эпитафия: проблема жанровой специфики // Уральский филологический вестник. 2018. № 4. С. 56–64. 14. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Прогресс, 1992. 272 с. 15. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Владос, 1996. 416 с. 16. Стручалина Г.В. Познавательные интенции в процессе формирования художественного образа (на материале стихотворения И. Бродского «Памяти Клиффорда Брауна») // Современные проблемы языкознания, литературоведения, межкультурной коммуникации и лингводидактики. Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. С. 300–304. 17. Чевтаев А.А. Событийная онтология небытия: об одной модели сюжетосложения в поздней лирике И. Бродского // Вестник Удмурдского университета. Сер. История и Филология. 2017. Т. 27. Вып. 3. С. 390–399. 18. Шатин Ю.В. Три аспекта жанровой теории (тезисы) // Проблемы литературных жанров: Материалы VI науч. межвуз. конф. (7–9 дек. 1988 г.); под ред. Н.Н. Киселева. Томск: ТГУ, 1990. С. 5–6. 19. Щукин В.Г. О филологическом образе мира (философские заметки) // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 47–64. 20. Щукин В.Г. Социокультурное пространство и проблема жанра // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 69–78.
Информация об авторе: Жиляков Сергей Викторович, ORCID 0000-0002-5875-4134, кандидат филологических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Старооскольский филиал), г. Старый Оскол, Россия E-mail: szhil@list.ru