24
Вложения:
Скачать этот файл (Grimova-OA_Vestnik-2020-1.pdf)Grimova-OA_Vestnik-2020-1.pdf
Гримова Ольга Александровна
Кубанский государственный университет
Рецептивная модель «повествования-квеста» в повести М.П. Шишкина «Слепой музыкант»
Гримова О.А. Рецептивная модель «повествования-квеста» в малой прозе М.П. Шишкина // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 160–165. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-160-165
DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-160-165
УДК: 821.161.1.09”20”
Дата приема статьи в публикацию: 28.12.2019
Аннотация: Статья посвящена исследованию рецептивной модели повести М.П. Шишкина «Слепой музыкант». Автор исследует механизмы, посредством которых текст «маршрутизирует» читательское восприятие. Рассматриваемый нарратив интерпретируется как «повествование-квест», разгадывая который читатель опирается на разного рода ключи. Одним из самых значимых является заглавие. Его интерпретация с учетом интертекста ведет читателя к сопоставлению «Слепого музыканта» М.П. Шишкина с одноименной повестью В.Г. Короленко. Мифологический контекст подсказывает соотнесение сюжета рассматриваемого произведения с античным и христианским сюжетами. В рамках философского контекста возможно установить корреляцию транслируемых Шишкиным идей с учениями гностиков и пифагорейцев. Учет каждой из названных смысловых сфер позволяет по-новому расшифровать референтную отнесенность знака, вынесенного в заглавие. Так, «слепым музыкантом» оказывается не только незрячий в буквальном смысле Роман, но и Евгения, которой для того, чтобы продолжать любить / быть «музыкантом», нужно ментально «ослепнуть», перестать видеть возлюбленного оценочно. В процессе анализа выявляются особенности нарративной организации шишкинского текста. Уровень презентации наррации здесь оказывается важнее, чем рассказываемая история, происходит переосмысление основных повествовательных инстанций, теряется четкая определенность субъекта речи.
Ключевые слова: рецепция художественного текста, наррация, проза М.П. Шишкина, повествование-квест, нарратор, заглавие, событие.
Список литературы: Большакова А.Ю. Теория читателя и литературно-теоретическая мысль XX века. Теоретико-литературные итоги XX века. М.: Праксис, 2005. Т. 4. 592 с. Гримова О.А. Поэтика современного русского романа: жанровые трансформации и повествовательные стратегии. Екатеринбург: Интмедиа, 2019. 280 с. Ингеманссон А.Р. Особенности повествовательной структуры повести М. Шишкина «Слепой музыкант» // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. С. 230–233. Кучина Т.Г. Слепой и зеркало: скрытые отражения как структурный принцип нарратива в прозе М. Шишкина // Знаковые имена современной русской литературы: Михаил Шишкин. Краков: Scriptum, 2017. С. 123–130. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. 202 с. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 c. Шишкин М.П. Слепой музыкант // Шишкин М.П. Всех ожидает одна ночь: роман, рассказы. М.: Вагриус, 2007. 416 с. С. 349–391. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с. Handbook of narratology. Berlin, Hubert & Co, GmbH & Co., 2009, 911 p. Hogan P.C. Affective narratology. The emotional structure of stories. Lincoln, London, University of Nebraska Press, 2011, 304 p.
Информация об авторе: Гримова Ольга Александровна, ORCID: 0000-0003-0691-1078, кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия Е-mail: astra_vesperia@mail.ru