32
Краснощеков Александр Алексеевич
Саратовская государственная юридическая академия
СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Краснощеков А.А. Стадии административной процедуры государственной аккредитации в сфере высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 3. С. 263–268. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-263-268
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-263-268
УДК: 342.951
EDN: QOEXDL
Дата приема статьи в публикацию: 02.09.2024
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей процессуальной деятельности, осуществляемой в рамках государственной аккредитации в сфере высшего образования. Цель статьи состоит в выявлении проблемных моментов и выработке предложений по совершенствованию нормативных актов, регламентирующих соответствующую административную процедуру. Сформулировано авторское определение аккредитационной экспертизы как специальной процедуры исследования образовательной деятельности по конкретной образовательной программе, проводимой компетентными экспертами, обладающими специальными знаниями в области образования, в рамках которой осуществляется сопоставление аккредитационных показателей и образовательной деятельности организации, что позволяет определить ее качество. Обоснована необходимость исключения из предмета аккредитационной экспертизы таких показателей, как средний балл единого государственного экзамена обучающихся, принятых по его результатам на обучение по образовательным программам высшего образования, а также средний балл вступительных испытаний, поскольку данные показатели не могут быть отнесены к показателям качества образования. Предложена интеграция электронной образовательной среды учебных заведений с Федеральной государственной информационной системой «ЕСИА». Аргументирована необходимость конкретизации отдельных сроков в рамках этапа аккредитационной экспертизы, что будет способствовать обеспечению права образовательной организации на своевременную аккредитацию образовательной деятельности.
Ключевые слова: образование, аккредитация, административная процедура, аккредитационные показатели, аккредитационная экспертиза, стадия, качество образования
Список литературы: Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. Москва: Юр. Норма: Инфра-М, 2018. 352 с. Воронов М.П., Часовских В.П. Методика оценки эффективности электронных образовательных систем // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10 (Ч. 1). С. 120–124. Евдокимов С.Ю. Аккредитация как система оценки качества образовательной деятельности // Мир науки. 2017. № 4. С. 39–45. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. Москва: УЦ «Перспектива», 1998. 108 с. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений / под общ. ред. Л.И. Скворцова. Москва: Мир и образование, 2020. 736 с. Повный Д.А. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в образовании Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 203 с. Рукавишников С.М. О некоторых вопросах правового регулирования аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования // Право и государственность. 2023. № 1. С. 60–66. Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной школы // Инновационное движение в российском школьном образовании. Москва: Парсифаль, 2012. С. 158–179. Энциклопедический словарь / под ред. проф. И.Е. Андреевского. Санк-Петербург: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890–1907. Т. 40. 468 с. Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Воробьев В.В. Государственная аккредитация университетов: конфликт заявленных и фактических целей // Образовательная политика. 2019. № 1. С. 76–86.
Информация об авторе: Краснощеков Александр Алексеевич, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, k_ap@ssla.ru, https://orcid.org/0009-0008-4705-7246