Golodniak-OV-vestnik-ksu-2024-3-ru.pdf |
- 3
- АВТОРСКИЙ ГОЛОС В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»
- Голодняк О.В. Авторский голос в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 3. С. 15–21. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-15-21
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-3-15-21
- УДК: 821.161.1.09“19”
- EDN: MJPKLG
- Дата приема статьи в публикацию: 02.09.2024
- Аннотация: В статье рассматриваются некоторые формы авторского присутствия в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Анализ этих форм ведется исходя из кормановского представления о существовании двух основных способов выражения авторского сознания в пьесе – сюжетно-композиционного и словесного. Последний предполагает обнаружение голоса автора в речи действующих лиц. В «Борисе Годунове» близкими к автору героями традиционно считаются летописец Пимен и юродивый Николка, обвиняющие Годунова в убийстве царевича Димитрия. Автор статьи, отмечая особый статус этих персонажей – носителей письменного и устного слова о совершенном преступлении, в то же время подчеркивает, что авторский голос в пьесе не сливается с голосами героев. Поэт художественно исследует историческую ситуацию и показывает ее в сложном переплетении разных мнений, ракурсов, нравственных оценок и обстоятельств. В результате герои обретают самостоятельность, а действие развивается по законам жизни. Эта мысль поддерживается в статье рассмотрением некоторых приемов, с помощью которых автор как бы устраняется из пьесы, стремясь к максимальной объективности изображаемого. Так в «Борисе Годунове» воплощаются представления Пушкина о драме и о задачах драматического писателя.
- Ключевые слова: автор, герой, авторское присутствие, А.С. Пушкин, «Борис Годунов», летописец, юродивый, царевич Димитрий
- Список литературы: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 16 т. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 20 т. Санкт-Петербург: Наука, 2009. Т. 7. 1069 с. Агранович С.З. Образ Юродивого в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Содержательность форм в художественной литературе: межвуз. сб. Куйбышев: КГУ, 1989. С. 27–44. Баранов С.Ю. «Мнение народное» и «народная молва» в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Образы и темы русской литературы. Вологда: Русь, 1998. С. 3–68. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. Москва: Худож. лит., 1978. 477 с. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Москва: РГГУ, 2001. 418 с. Винокур Г.О. Собрание трудов: Комментарии к «Борису Годунову» А.С. Пушкина. Москва: Лабиринт, 1999. 416 с. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1953. 360 с. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. Москва: Гослитиздат, 1957. 416 с. Екуч У. Жанр и историческая концепция в драме Пушкина «Борис Годунов» // Пушкин и русская драматургия. Москва: Диалог-МГУ, 2000. С. 20–31. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Москва: Просвещение, 1972. 111 с. Красухин Г.Г. Пушкин: драматические произведения. Москва; Самара: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 104 с. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Ленинград: Худож. лит., 1971. 414 с. Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Ленинград: Наука, 1976. 205 с. Лотман Ю.М. Пушкин. Санкт-Петербург: Искусство-СПб., 1995. 845 с. Мотеюнайте И.В. Восприятие юродства русской литературой XIX–XX веков. Псков: [б. и.], 2006. 304 с. Тихомиров Е. Юродивые Христа ради и их благотворная для общества деятельность // Душеполезное чтение. 1884. Ч. 3. С. 98–114. Эмерсон К. «Борис Годунов» А.С. Пушкина // Современное американское пушкиноведение: сб. ст. Санкт-Петербург: Акад. проект, 1999. С. 111–152. Пушкин в неизданной переписке современников (1815–1837) / публ. К. Богаевской, Л. Добровольского, В. Ерофеева и др. // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва: Изд-во АН СССР, 1952. С. 3–154. (Лит. наследство. Т. 58).