16
Васильева Эльмира Викторовна
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК РЕЦЕПТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ: НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Т. РОШАКА «ВОСПОМИНАНИЯ ЭЛИЗАБЕТ ФРАНКЕНШТЕЙН»
Васильева Э.В. Организация повествования как рецептивная стратегия: на материале романа Т. Рошака «Воспоминания Элизабет Франкенштейн» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 2. С. 129–134. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-129-134
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-2-129-134
УДК: 821(73).09”20”
EDN: RLSTID
Дата приема статьи в публикацию: 12.04.2024
Аннотация: В статье производится сравнительный анализ нарративной структуры романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» и романа Т. Рошака «Воспоминания Элизабет Франкенштейн». Выдвигается предположение о том, что в романе Шелли «концентрическая» композиция, при которой три главных нарратива – капитана Уолтона, Виктора Франкенштейна и Создания – помещались один внутрь другого, была вариацией на тему популярного в готической литературе мотива «обретенной рукописи» и служила цели усилить эмоциональное воздействие на читателя, размыв границу между правдой и вымыслом. Рошак в целом воспроизводит эту структуру, однако наделяет первичного повествователя Уолтона аукториальной функцией, выводя его за пределы рамочной конструкции и значительно расширяя его «присутствие» в основной части текста, представленной дневником Элизабет Франкенштейн. Преследуя ту же художественную цель, что и его литературная предшественница, Рошак создает более сложную систему, при которой каждое из основных действующих лиц выступает в нескольких функциональных ролях, а также включает в текст многочисленные дополнительные вставные нарративы; такая организация повествования значительно труднее изящной композиции романа Шелли, однако с точки зрения эмоционального воздействия она оказывается более эффективной: переплетая вымысел и реальность, Рошак разрушает саму ткань художественного мира, вторгается в экстрадиегетическую реальность читателя и таким образом многократно усиливает эмоциональное воздействие повествуемых событий.
Ключевые слова: Мэри Шелли, Теодор Рошак, «Франкенштейн», литературный ремейк, ретеллинг, нарратив, нарративная стратегия, нарратор, наррататор.
Финансирование и благодарности: статья выполнена по гранту Правительства Российской Федерации (соглашение № 23-28-00989 от 14.06.2022, срок реализации 2023–2024 гг.) «Английская классическая литература в мировой культуре: рецепции, трансформации, интерпретации».
Список литературы: Васильева Э.В. (Само)познание в романах М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» и С.Х. О’Киф «Чудовище Франнкенштейна» // Comparativistica Petropolitana. Аналогии, связи, влияния. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2019. Вып. 2. С. 60–69. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. Москва: INTRADA, 2001. 384 с. Напцок Б.Р. Традиция литературной «готики»: генезис, эстетика, жанровая типология и поэтика (на материале английской литературы): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2016. 51 с. Павлова И.Н. Романы Мэри Шелли «Франкенштейн» и «Последний человек» как философско-эстетическая дилогия: автореф. дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2011. 32 с. Рошак Т. Воспоминания Элизабет Франкенштейн / пер. с англ. В. Минушина. Москва: Эксмо, 2022. 512 с. Султанова М.А. Философия контркультуры Теодора Роззака: очерк философской публицистики. Москва: ИФРАН, 2009. 175 с. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей / пер. с англ. З. Александровой. Москва: Художественная литература, 1965. 247 с. Юхнова И.С. «Чужая» рукопись в структуре художественного произведения (А.С. Пушкин, А. Погорельский, А.Ф. Вельтман) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2. С. 352–356. The Environmental Encyclopedia, ed. by Cunningham W.P., Cooper T.H. et al. Second Edition. Detroit, New York, Toronto, London, Gale Publ., 1998, 1196 p. Fountain N. Underground: The London Alternative Press, 1966–74. London, New York, Routledge Publ., 1988, 231 p. Radcliffe A. On the Supernatural in Poetry. New Monthly Magazine, 1826, No. 1, pp. 145–152. The Scribner Encyclopedia of American Lives. The 1960s, ed. by O’Neill W.L.: in 2 vols. New York, Charles Scribner's Sons Publ., 2003, vol. 2, 650 p. Shelley M. Frankenstein, or The Modern Prometheus. New York, London, W.W. Norton & Company Publ., 1996, 336 p. Vargas Llosa M. Cartas a un joven novelista. México, Alfaguara Publ., 2011, 138 p.
Информация об авторе: Васильева Эльмира Викторовна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, elmvasilyeva@hotmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4195-5658