- 12
- РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ОБРИ БЕРДСЛИ В РОМАНЕ УИНДЕМА ЛЬЮИСА “THE APES OF GOD”
- Новокрещенных И.А. Рецепция творчества Обри Бердсли в романе Уиндема Льюиса «The Apes of God» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 1. С. 89–99. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-89-99
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-1-89-99
- УДК: 821(410.1).09‟19”
- EDN: GQUVJD
- Дата приема статьи в публикацию: 08.02.2024
- Аннотация: Статья посвящена исследованию восприятия Уиндемом Льюисом графического и литературного творчества Обри Бердсли с помощью эстетико-поэтологического и историко-литературного анализа материала с привлечением биографического метода. Сопоставление романов Бердсли «Под Холмом» и Льюиса «Господни обезьяны» связано с опытом графического творчества авторов, с их интересом к католичеству, с пародией и гротеском. Анализ прямых ссылок на Бердсли в контексте «застольных бесед» и афоризмов Уайльда, Бердсли и Уистлера показывает, что Льюис не абсолютно отрицает опыт 1890-х годов, а, напротив, уделяет им много внимания в виде реминисценций, следуя эстетике объективности. Если эпоха 1890-х гг. охарактеризована в романе Льюиса с помощью пищевых метафор, то картины современности созданы с помощью батальной, военной лексики. Вымышленных героев XX в. Льюис характеризует через художников девяностых годов XIX в. (Бердсли, Уайльд, Уистлер, Леверсон). Если Уайльд и Уистлер осознаются Льюисом в художественном мире романа через Пьеропойнта, Загреуса и Осмунда, то имя Обри Бердсли больше связано с образом Сиб. Героиня романа (прототип – Ада Леверсон) создана через характеристики, напоминающие рисунки Бердсли, в которых сочетаются массы черного и белого и которые связаны с традицией «Галантных праздников».
- Ключевые слова: английская литература, модернизм, рецепция, Уиндем Льюис, Обри Бердсли, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Ада Леверсон.
- Список литературы: Андреева Г. Уистлер и Россия // Третьяковская галерея. 2006. № 4. С. 39–51. Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX: Проблема взаимодействия литературных эпох / отв. ред. А.П. Саруханян, М.И. Свердлов. Москва: ИМЛИ РАН, 2009. 568 с. Бирченов Т. Уиндем Льюис. Портреты друзей и недругов // Третьяковская галерея. 2008. № 3 (20). С. 82–87. Бочкарева Н.С. Fin de siecle и “век джаза”: интермедиальные параллели (графический лист «Похороны Саломеи» О. Бердсли и сон Ника Каррауэя в романе «Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда) // Мировая литература в контексте культуры. 2017. Вып. 6 (12). С. 78–83. Бочкарева Н.С., Табункина И.А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли: монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 254 с. Васильева Е.В. Концепт «обезьяна» в английской литературе ХХ века (на материале произведений Г. Честертона, Дж. Голсуорси, Г. Уэллса, О. Хаксли) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11, вып. 1. С. 89–97. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2019-1-89-97 Вязова Е. Гипноз англомании: Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX–XX веков. Москва: НЛО, 2009. 576 с. Горбунова Н.В., Ушакова О.М. Специфика пищевых кодов в викторианском и модернистском романе (Дж. Элиот, Д.Г. Лоуренс) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4 (32). С. 98–109. Жуматова С.С. Концепция личности в творчестве П.У. Льюиса: от художника к человеку: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2005. 201 с. Кабанова И.В. Английский роман тридцатых годов XX века. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 99 с. Кабанова И.В. Английская литература 1930-х годов // Зарубежная литература XX века: учеб. пособие / под ред. В.М. Толмачёва. Москва: Академия, 2003. C. 319–336. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика XX века. Москва: ИНИОН, 1994. 282 с. Лейдерман Н.Л. Теория жанра / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 900 с. Матвеев М. Ада Леверсон. Полное собрание пародий на Оскара Уайльда // Иностранная литература. 2017. № 8. С. 258–272. Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России: каталог. Москва: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014. 146 с. Стерджис М. Обри Бердслей: биография / пер. с англ. К. Савельева. Москва: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2014. 432 с. Табункина И.А. «Литература повторяется»: стилизация рококо в пастише Ады Леверсон на романы Чарльза Диккенса и Обри Бердсли // Формы выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа веков: коллективная монография / под общ. ред. Н.С. Бочкаревой. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2011. C. 11–18. Токарева М.С. Стэнли Спенсер. Модернизм по-английски: быть или не быть. Москва: БуксМАрт, 2016. 272 с. Туляков Д.С. Визуальность литературного текста: описания персонажей в романе У. Льюиса «Обезьяны господни» // Новый филологический вестник. 2017a. № 1 (40). С. 136–146. Туляков Д.С. Оппозиция к кинематографу в романе Уиндема Льюиса «Обезьяны Господни» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2017б. Т. 19, № 1 (160). С. 233–243. https://doi.org/10.15826/izv2.2017.19.1.019 Туляков Д.С. Метафора в характеристике персонажей сатиры У. Льюиса // Мировая литература в контексте культуры. 2016. Вып. 5 (11). С. 250–259. Туляков Д.С. «Философия зрения» и поэтика поверхности в романе У. Льюиса «Тарр» // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 76–82. Эллман Р. Оскар Уайльд: биография / пер. с англ. Л. Мотылева. Москва: Независимая газета, 2000. 688 с. (Сер.: Литературные биографии). Bade P. Aubrey Beardsley. N. Y., Parkstone Press Ltd, 2001, 96 р. Beardsley A. Under the Hill. Wilde O., Beardsley A. Salome. Under the Hill. L., Creation Books, 1996, pp. 65-123. Fletcher I. Aubrey Beardsley. Boston, Twayne Publishers, 1987, 206 p. Francis Wyndham writes about his grandmother, Ada Leverson. London Review of books, 1982, vol. 4, No. 4, August. URL: https://www.lrb.co.uk/the-paper/v04/n14/francis-wyndham/francis-wyndham-writes-about-his-grandmother-ada-leverson (access date: 21.04.2023). Hewitt D. English Fiction of the Early Modern Period 1890-1940. N. Y., Longman Inc., 1988, XII, 276 p. Humphreys R. Lewis as Visual Artist. The Cambridge Companion to Wyndham Lewis, ed. by T. Miller. Cambridge University Press, 2016, pp. 44-60. In Black and White. The Literary Remains of Aubrey Beardsley. Including “Under the Hill”, “The Ballad of a Barber”, “The Free Musicians”, “Table Talk” and Other Writings in Prose and Verse, ed. by S. Calloway and D. Colvin. L., Cypher, MIIM, 1998, 201 р. Lafferty D. 'Idiot Waves': Animal Communication in Wyndham Lewis's The Apes of God. The 2004 Congress of the Humanities and Social Sciences. ACCUTE Conference. Winnipeg, Manitoba, 2004, May 30. URL: https://www.academia.edu/5890345/_Idiot_Waves_Animal_Communication_in_Wyndham_Lewiss_The_Apes_of_God (access date: 28.04.2022). Lewis W. The Apes of God. New York, R.M. McBride, 1932, 641 p. Mahoney K. Dainty Malice. Ada Leverson and Post-Victorian Decadent Feminism. Decadence in the Age of Modernism, ed. by K. Hext, A. Murray. Johns Hopkins University, Johns Hopkins University Press, 2019, pp. 27-46. Raby P. Aubrey Beardsley and the Nineties. L., London Houser, Great Eastern Wharf Parkgate Road, 1998, 117 p. Rintoul M.C. Dictionary of Real People and Places in Fiction. Routledge, 2014, 1194 p. Ross R. Aubrey Beardsley, rev. iconography by Arthur Vallance. L.; N. Y., Lane, The Bodley Head, 1909, 112 p. Streeter E. Dere Mable-love letters of a rookie. 27TH (N. Y.) DIVISION. With 35 illustrations in black-and-white by G. William Breck (“Bill Breckˮ). N. Y., F.A. Stokes Company; Paris, Librairie Larousse, 1918. The Letters of Aubrey Beardsley, ed. by H. Maas. L., Rutherford, Fairleigh Dickinson University Press, 1970, 472 p.