19
Яцкив Екатерина Олеговна
Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета
ДВУЛИКИЙ МИР ТЕАТРА: ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ В ПЬЕСАХ А.Н. ОСТРОВСКОГО И В «ВОСПОМИНАНИЯХ» А.Я. ПАНАЕВОЙ
Яцкив Е.О. Двуликий мир театра: театральное закулисье в пьесах А.Н. Островского и в «Воспоминаниях» А.Я. Панаевой // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № S. С. 125–128. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-125-128
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-125-128
УДК: 821.161.1.09‟19”
EDN: IQQWCJ
Дата приема статьи в публикацию: 18.07.2023
Аннотация: В статье рассматриваются избранные пьесы А.Н. Островского, посвящённые жизни актёров («Лес», 1872; «Таланты и поклонники», 1882), и «Воспоминания» А.Я. Панаевой. Автор статьи определяет причины обращения писателей к теме театра, специфику изображения личности актёра и его жизни, акцентируя внимание на амбивалентности образа актёра в общественном сознании, а также на этических составляющих личности актёра, описанных Островским и Панаевой. Далее автор статьи сопоставляет вымышленные образы актёров пьес Островского с реальными персоналиями, жизнь и творческий путь которых был описан в «Воспоминаниях» Панаевой, выявляя сходства. В статье рассматриваются причины бедственного положения актёров, их зависимость от театральных чиновников, от вкусов неизбирательной публики, привыкшей к переводному репертуару, желающей видеть в театре только развлечение, но не способ обогатиться духовно. А.Н. Островский, автор художественных произведений, и А.Я. Панаева, автор документальной прозы, формируют образы актёров, обладающих схожими чертами характера (благородство, вера в своё дело, уважительное отношение к собственному ремеслу, трагическое восприятие действительности) и попадающих в одинаковые жизненные обстоятельства, что свидетельствует о стремлении Островского уйти от условности существовавших до него театральных традиций и создать новый реалистический театр.
Ключевые слова: А.Н. Островский, А.Я. Панаева, актёр, театр, художественные произведения, документальная проза, реализм.
Список литературы: Евстигнеева Ю.А. Интерпретация образов актеров в драматургии А.Н. Островского: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2006. 157 с. Едошина И.А. Культурфилософия леса в одноименной пьесе А.Н. Островского // Соловьёвские исследования. № 2 (70). 2021. С. 143–159. Лобанов Н.П. Островский. Москва: Молодая гвардия, 1989. 102 с. Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 360 с. Островский А.Н. Лес / Островский А.Н. Пьесы. Москва: Дрофа, 2014. С. 159–253. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. Т. 5. Москва: Искусство, 1975. 541 с. Панаева А.Я. Воспоминания. Москва: Художественная литература, 1972. 486 с. Рыбакова Д.А. Театральная мифология в драматургии А.Н. Островского: дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2013. 164 с. Тихомиров В.В. Комедия А.Н. Островского «Лес»: в поисках героя. Опыт комментария // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 3. С. 84–88. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. Москва: Сов. писатель, 1973. 432 с.
Информация об авторе: Яцкив Екатерина Олеговна, магистр филологии, Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета, Москва, РФ, katya.yatskiv@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-4871-5529