3
Капустин Николай Венальевич
Ивановский государственный университет
О НЕСЛУЧАЙНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ В КОМЕДИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ПРАВДА – ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ»
Капустин Н.В. Неслучайная случайность в комедии А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» // Вестник Костромского университета. 2023. Т. 29, № S. С. 20–25. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023- 29-S-20-25
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-S-20-25
УДК: 821.161.1.09”19”
EDN: RQHAME
Дата приема статьи в публикацию: 22.06.2023
Аннотация: При внешней простоте драматургия Островского таит в себе возможности разного истолкования. В данном случае имеются в виду не вольные, далеко отходящие от авторского миропонимания прочтения (что особенно свойственно многим современным режиссерам), но те, которые способны открыть потенциальные смыслы, присущие именно авторскому видению мира и человека. Среди таких произведений комедия «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876). В центре статьи счастливая развязка этой комедии, являющаяся выражением характерных свойств миропонимания Островского, его доверия к жизни. В основе развязки случай. Он тесно соотнесен с проходящим через всю комедию мотивом яблок и важнейшим в структуре пьесы сопоставлением девушки на выданье, кем является Поликсена, с наливным (сочным, спелым) яблоком. Истоки семантики образа яблока здесь обычно связывают со сказками, но более точной оказывается параллель с пословицей «Не круглый год яблонька цветет». Ее смысл в утверждении тех естественных, природных жизненных основ, что и у Островского. Вместе с тем естественно-природное неразрывно связано с промыслительным, провиденциальным. Все это позволяет утверждать: случайная развязка комедии не случайна. Она – результат человеческих устремлений, направляемых естественно-природными и промыслительными началами.
Ключевые слова: А.Н. Островский, комедия, развязка, человеческое, естественно-природное, провиденциальное.
Список литературы: Добролюбов Н.А. Темное царство. URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0180.shtml (дата обращения: 25.03.2023). Куклев В. Яблоко // Иллюстрир. энцикл. символов. Москва: Аст: Астрель, 2003. С. 709–711. Журавлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с. Журавлева А.И. «Правда – хорошо, а счастье лучше» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 12–18. Лакшин В.Я. Театральное эхо. Москва: Время, 2013. 512 с. Лебедев Ю.В. О национальном своеобразии драматургии А.Н. Островского // Православная традиция в русской литературе XIX века: сб. науч. ст. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 190–208. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. Т. 4: Пьесы (1873–1877). Москва: Искусство, 1975. 544 с. Хромова И.А. Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сб. науч. тр. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. Вып. 2. С. 75–77. Чернец Л.В. О развязках и концовках в пьесах А.Н. Островского // Stephanos. 2020. № 5. С.9–17. Юрский С. Кто держит паузу. Архангельск: Правда Севера, 2009. 205 с.
Информация об авторе: Капустин Николай Венальевич, доктор филологических наук, профессор, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, nkapustin57@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8739-0616