11
Сапожникова Юлия Львовна
Смоленский государственный университет
Рассмотрение религиозной тематики через систему персонажей в романе «Круглый дом» Л. Эрдрич
Сапожникова Ю.Л. Рассмотрение религиозной тематики через систему персонажей в романе «Круглый дом» Л. Эрдрич // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 4. С. 79–84. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-4-79-84
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-79-84
УДК: 821(73).09”20”
EDN: QIYYCY
Дата приема статьи в публикацию: 13.11.2023
Аннотация: Роман «Круглый дом» Луизы Эрдрич повествует о событиях в жизни семьи Куттс, индейцев, проживающих на территории резервации. Основная сюжетная линия связана с тяжким преступлением, жертвой которого становится мать Джо Куттса, но по ходу повествования писательница описывает многие особенности культуры и истории племени оджибве. Одним из важнейших аспектов жизни индейцев, который она затрагивает, становится религия. Различие религиозных воззрений отдельных членов племени объясняется историей пребывания их предков на континенте и их взаимодействием с белыми. Луиза Эрдрич не просто констатирует сосуществование традиционных индейских верований и католической веры внутри племени (для чего она акцентирует внимание на соответствующих персонажах, которые являются приверженцами той или иной религиозной практики), но и прослеживает истоки подобного положения дел. При этом писательница не изображает католицизм и религиозные верования коренного населения как противоборствующие представления о мире. Она пытается примирить эти две религии и утверждает, что люди не обязательно должны выбрать что-то одно в попытке удовлетворить свои духовные потребности, они могут сочетать эти религиозные практики.
Ключевые слова: американская литература, «Круглый дом» Луизы Эрдрич, индейцы, религия, анимизм, тотемизм, католическая вера
Список литературы: Ващенко А.В. Индейская литература // История литературы США. Литература начала XX в. Москва: ИМЛИ РАН, 2009. Т. 5. С. 869–885. Ващенко А.В. Культура, мифология и фольклор североамериканских индейцев доколониальной эпохи // История литературы США. Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. XVII–XVIII вв. Москва: Наследие, 1997. Т. 1. С. 39–88. Ващенко А.В. Словесное творчество индейцев // История литературы США. Литература последней трети XIX в. 1865–1900 (становление реализма). Москва: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 4. С. 876–893. Доржиева Г.С., Бадмаева Е.С. Мифолого-религиозное мировосприятие североамериканских индейцев // Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, 2017. Вып. 15. С. 22–28. Егорова И.Н. Проблема обретения идентичности в романах Л. Эрдрик: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2014. 170 с. Шостак О.Г. Христианское русло восприятия в творчестве Карен Луиз Эрдрич // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции, филологии, социологии, политологии, философии, педагогики, психологии, истории, математики, медицины, искусства и архитектуры. Москва: Издательский дом «Научное обозрение», 2013. С. 69–78. Эрдрич Л. Круглый дом. Москва: Эксмо, 2019. 416 с. Fitz K., Gross K.-D. Native American Literature as a Transcultural and Multimedia Experience: Sherman Alexie’s “Reservation Blues”. American Studies, 2007, vol. 52, No. 3, pp. 417-443. Quinlan E. Ritual circles to home in Louise Erdrich’s character names. Names, a Journal of Onomastics, 2007 (Septemper), vol. 55 (3), pp. 253-275. Rainwater C. Reading between worlds: Narrativity in the fiction of Louise Erdrich. American Literature, 1990, Sep., vol. 62, No. 3, pp. 405-422. Whyte K. Settler Colonialism, Ecology, and Environmental Injustice. Indigenous Resurgence. Decolonialization and Movements for Environmental Justice, ed. by Jaskiran Dhillon. NY, Berghahn Books, 2022, pp. 127-146.
Информация об авторе: Сапожникова Юлия Львовна, доктор филологических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, sapojnikova.engl@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5565-3813