Simonova-LA-vestnik-ksu-2023-3-ru.pdf |
- 18
- ГДЕ ИСКАТЬ ДРАМАТИЧЕСКОГО АВТОРА (ТРАГЕДИИ ПЬЕРА КОРНЕЛЯ)?
- Симонова Л.А. Где искать драматического автора (трагедии Пьера Корнеля)? // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 135–146. https://doi.org/10/34216/1998-0817-2023-29-3-135-146
- DOI: https://doi.org/10/34216/1998-0817-2023-29-3-135-146
- УДК: 821(44).09”17”
- EDN: GCHHMX
- Дата приема статьи в публикацию: 30.08.2023
- Аннотация: В статье на примере трагедии Корнеля «Гораций» рассматривается проблема драматического автора, который понимается как субъект письма, проявляющий себя через дискурс отдельных персонажей и риторическую структуру пьесы в целом. С целью обнаружения позиции Автора в её активности прослеживается его отношение к функционирующему в границах разбираемого текста санкционированному поэтикой классицизма Авторитету как доминирующему и стремящемуся к абсолютному расширению и поглощению всей знаково-семантической системы сверхсмыслом (политической властью). Вопреки традиционной интерпретации трагедии «Гораций» устанавливается, что возвышающаяся, заслоняющая собой всех других персонажей фигура Горация при всём её ключевом положении не поглощает собой всего семиотического пространства трагедии, более того, Автор располагается по отношению к ней на заметной дистанции. Доказывается необходимость изучать трагедию Корнеля как сложную риторическую конструкцию, устанавливающуюся через взаимодействие – сближение и отталкивание – составляющих её образно-смысловых звеньев, что выявляется на примере дискурсивной взаимосвязи разных персонажей. Анализ характера дискурса каждого из героев в их речевом взаимодействии позволил раскрыть принцип, направляющий и активизирующий разворачивание трагедийного конфликта, а также обнаружить наиболее подвижное и превосходящее все другие поле смыслового напряжения, которое заключено в образе Сабины как «авторском» персонаже. Сделанные в статье наблюдения позволяют поставить вопрос о пересмотре подходов к определению классицизма как внутренне подвижной и неоднородной знаково-смысловой системы.
- Ключевые слова: драма, классицизм, трагедия, автор, герой, риторика, дискурс, конфликт.
- Список литературы: Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. Москва: Прогресс, 1986. С. 141–159. Борисова М.Б. Голос автора и голос героя в драматическом тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1998. С. 248–259. Бухаркин П.Е. Автор в трагедии классицизма (предварительные замечания) // Автор и текст: сб. ст. / под ред. В.М. Марковича, В. Шмида. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996. С. 84–104. Ерёменко Е.И. Реализация категории образа автора в драматических произведениях Макса Фриша и Фридриха Дюрренмата: дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1998. 149 с. Журавлёва О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века. Самара: СГПУ, 2007. 418 с. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. Тверь: ТГУ, 2001. 125 с. Фигут Р. Автор и драматический текст // Автор и текст: сб. ст. / под ред. В.М. Марковича, В. Шмида. Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996. С. 53–84. Чеснокова Т.Г. Поэтика «римской доблести» в трагедии Корнеля «Гораций» // Arbor mundi. 2009. № 15. С. 9–27. Biet Ch. La tragédie. P., Armand Colin, 2010. 192 p. Corneille P. Théâtre. T. 2. Sous la dir. de L. Picciola. P., Classiques Garnier, 2017, 1125 p. Couton G. Corneille et la tragédie politique. P., PUF, 1990, 505 p. Delmas Ch. Mythologie et mythe dans le théâtre français (1650–1676). P., Droz, 1985, 392 p. Dotoli G. Littérature et société en France au XVII-e siècle. P., Nizet, 1987, 391 p. Dufour-Maître M. Présentation. Héros ou personnages? Le personnel du théâtre de Pierre Corneille. Sous la dir. du M. Dufour-Maître. Mont-Saint-Aignan, Presses universitaire de Rouen et de Havre, 2013, pp. 7-17. DOI: 10.4000/books.purh.10077 Forestier G. Essai de génétique théâtrale: Corneille à l`œuvre. Genève, Droz, 2004, 396 p. Jouhaud Ch. L`écrivain et le ministre: Corneille et Richelieu. XVII-e siècle, 1994, No. 182, pp. 135-142. Merlin-Kajman H. L`Absolutisme dans les lettres et la théorie des Deux Corps. Passions et politique. P., Champion, 2000, 364 p. Minel E. Pierre Corneille. Le Héros et le Roi. Stratégies d'héroïsation dans le théâtre cornélien. P., Eurédit, 2010, 604 p. Prigent M. Le Héros et l`État dans la tragédie de Pierre Corneille. P., PUF, 2008, 584 p. Zuber R. Le théâtre classique et l`honnête homme: histoire et mythe. Littérature classique, 2002, H–S, pp. 181-183.