24
Залялова Регина Ренатовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Гатауллина Алсу Гайсовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Семантика слова тьютор в современном русском языке
Залялова Р.Р., Гатауллина А.Г. Семантика слова тьютор в русском языке // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 2. С. 154–159. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-154-159
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-2-154-159
УДК: 811.161.1’37
EDN: EOYBFP
Дата приема статьи в публикацию: 22.05.2023
Аннотация: В конце XX – начале XXI века в терминологическую лексику сферы образования вошли новые наименования лиц, которые можно назвать ключевыми словами эпохи. К одной из таких лексем относится заимствованное слово тьютор, которое в настоящее время характеризуется высокой частотностью употребления в связи с активным внедрением профессии тьютора в образовательную систему России. В данной статье рассматриваются особенности семантики слова тьютор на материале лексикографических источников, Национального корпуса русского языка, тек¬стов научных статей по педагогической тематике. В ходе исследования было установлено, что в современном русском языке лексема тьютор употребляется для наименования широкого круга лиц в российской образовательной системе. При этом в лексикографических источниках отсутствует описание вышеуказанного слова с определением его значения на разных ступенях и формах образовательной системы, в связи с чем складывается размытое понимание его содержания. В работе определяются значения данного наименования лица с учетом особенностей его функцио¬нирования в разных речевых сферах. Сделан вывод о трансформации семантики слова тьютор, что связано с введением, а в дальнейшем и с расширением тьюторской деятельности в системе образования и воспитания в России. В результате анализа примеров сочетаемости существительного тьютор определены сферы его функционирования.
Ключевые слова: лексика образовательной сферы, заимствование, семантическая история слова, функционально-семантические особенности.
Список литературы: Веревкина И.Н. Тьюторство в системе образования: опыт России // Молодой ученый, 2019. № 21. С. 492–493. Гатауллина А.Г., Залялова Р.Р. Семантические изменения в лексике сферы частного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12, вып. 12. С. 135–138. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей / пер. с нем. Л.Н. Даниловой) // Ярославский педагогический вестник. № 1 (106). 2019. С. 56–69.ic Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. Москва: Русский язык, 2000. Кежов А.А. Тьюторство в образовательном процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78). С. 211–213. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва: Рус. яз., 1998. 846 с. Национальный корпус русского языка. 2003–2023. URL: ruscorpora.ru (дата обращения: 28.04.2023). Рылов А.Н., Соловова Н.В. Тьюторская деятельность в системе образования // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. Т. 28, № 4. 2022. С. 71–77. Самый новейший толковый словарь русского языка ХХI века: ок. 1 500 слов / Е.Н. Шагалова. Москва: АСТ: Астрель, 2011. 413 c. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; авт.-сост. Ломовцева Н.В., Заречнева К.М., Ушакова О.В. и др. Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. 84 с. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. Москва: Компания Спутник+, 2006. 143 с. Тьюторы для студентов: (от 03.08.2020) // Министерство науки и высшего образования Российской федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/21463/ (дата обращения: 01.05.2023). Astapenko E.V. Updating the synonyms of the term “teacherˮ un the vocabulary of modern English (from missioner to zoom tutor). Russian Linguistic Bulletin, № 1 (25), 2021, pp. 38-43. https://doi.org/10.18454/RULB.2021.25.1.18
Информация об авторе: Залялова Регина Ренатовна, кандидат филологических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, zalalova.regina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5447-4493
Информация о соавторе: Гатауллина Алсу Гайсовна, кандидат филологических наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, mullagalieva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7217-9431