11
Топорова Анна Владимировна
Российский государственный гуманитарный университет, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
О некоторых особенностях дантовского загробного мира
Топорова А.В. О некоторых особенностях дантовского загробного мира // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 81–84. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-81-84
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-81-84
УДК: 821(450).09”13/14”
EDN: ZAXFHG
Дата приема статьи в публикацию: 06.02.2023
Аннотация: В «Божественной комедии» Данте Алигьери представлена масштабная картина загробного мира, вобравшая в себя опыт предшествующей традиции изображения потусторонней жизни. Вместе с тем загробный мир «Комедии» уникален. Ряд особенностей выделяет его на фоне многочисленных аналогичных описаний в средневековой литературе: 1. Обобщающий характер изображения, жанр суммы с ее тенденцией к универсальному охвату, классификации материала, научному подходу (ссылки на авторитеты, опора на современные знания), морально-дидактическому импульсу. 2. Тесная связь загробного мира с земным: точное обозначение его местоположения и структуры; его связь с земным пространством. Его населяют те же персонажи, которые подчеркивают свою связь с земным миром (расспрашивают про своих близких, про родной город, просят рассказать про себя, просят молитв). 3. Личный подход: не иллюстрация греха или добродетели, а прежде всего изображение конкретного человека и его судьбы – земной и загробной. Отсюда – особый драматизм, захватывающий читателя и вовлекающий его в ситуацию, которую он примеряет к себе. Личность самого Данте предстает в двойной ипостаси: автора и персонажа «Комедии». 4. Сочетание «художественного» и мистического опыта.
Ключевые слова: Божественная комедия» Данте Алигьери, средневековая религиозная литература, жанр видения
Список литературы: Ауербах Э. Фарината и Кавальканте // Ауэрбах Э. Мимесис. Москва, 1976. С. 182–211. Грибанов А.Б. Заметки о жанре видений на Западе и Востоке // Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. Москва: Наука, 1989. Вып. 4. С. 65–77. Назаров В.Н. Этическая структура и моральная символика Ада в «Божественной Комедии» // Этическая мысль. 2017. Т. 17, № 2. С. 91–106. Томачинский Симеон, архим. Архитектор чистилища. Данте и его «Божественная комедия». Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной академии, 2020. 218 с. Топорова А.В. «Божественная комедия» Данте Алигьери: от «видения» к «сумме» // Топорова А.В. Религиозная жизнь средневековой Италии в зеркале литературы. Москва; Санкт Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2018. С. 131–141. Фильштинский И.М. Представления о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе // Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. Москва: Наука, 1989. Вып. 4. С. 56–64. Adams G. W. Visions in late Medieval England: lay spirituality and sacred glimpses of the hidden worlds of faith. Leiden, Brill, 2007, 273 р. Adoyo C. Everymen and the Threefold Dante Subject in the Diegetic Structure of the Commedia. MLN, 2022, vol. 137, No. 1, pр. 123-144. Le Goff J. Aspetti erudite e popolari dei viaggi nell’aldilà nel Medioevo. Id. L’immaginario medioevale. Roma, Laterza Publ., 2008, pp. 75-98. Segre C. Viaggi e visioni d’oltremondo sino alla «Commedia» di Dante. Id. Fuori del mondo: i modelli nella follia e nelle immagini dell’aldilà. Torino, Einaudi, 1990, pp. 25-48. Singleton Ch.S. La poesia della «Divina Commedia». Bologna, Il Mulino, 1978, 572 р.
Информация об авторе: Топорова Анна Владимировна, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, anna.toporova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2669-7734