14
Склизкова Алла Персиевна
Владимирский государственный университета имени А.Г и Н.Г. Столетовых
Проблема судьбы и свободы воли в драме Г. Гауптмана «Ифигения в Дельфах»
Склизкова А.П. Проблема судьбы и свободы воли в драме Г. Гауптмана «Ифигения в Дельфах» // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 100–109. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-100-109
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-100-109
УДК: 821(430).09”20”
EDN: VLWWDK
Дата приема статьи в публикацию: 27.02.2023
Аннотация: Статья посвящена проблеме перетолкования Гауптманом собственных взглядов, касающихся проблемы судьбы и свободы воли, что бросает свет на общую проблематику модерна, связанную с вечным процессом креативного становления личности. Этому соответствуют и цели работы: обосновать ведущую роль антропологических закономерностей в эпоху модерна; раскрыть динамику становления Гауптмана на основании комментирования его теоретических и художественных произведений; осмыслить в этом плане преодоление судьбы и обретение свободы героиней поздней драмы «Ифигения в Дельфах». В ходе анализа было выявлено, что в позднем творчестве у Гауптмана сохраняются прежние воззрения касательно рокового предначертания, которое лишается реального бытия и переключается в сферу чувств. При этом обращается особое внимание на пересмотр писателем романтической концепции, в которой главным теперь становится для него идея бессмертия, заключающаяся в преодолении границ видимого мира. Именно с этих позиций раскрывается образ Ифигении. Она, стремясь к самопониманию, к становлению своей личности, отрекается от мира олимпийцев, в котором жертвенность и богобоязненность является нормой, и добровольно возвращается в чертоги Гекаты, поскольку именно в них обретает новое бессмертное существование. Делается вывод о рождении новой личности через осмысление собственной экзистенции, отказ от догматических представлений, от власти рока делает индивида свободным, сильным и непокоренным никем и ничем.
Ключевые слова: переосмысление, модернизация, роковое предначертание, олимпийцы, жертва, судьба, воля, возвеличивание личности, обретение.
Список литературы: Аствацатуров А.Г. Герменевтическая прелюдия // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. C. 14–36. Жеребин А.И. От Виланда до Кафки. Санкт-Петербург: Изд-во им. Новикова, 2012. 475 с. Нипа Т.С. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва: МПГУ, 2001. 16 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000331105/ (дата обращения: 13.12.2022). Шарыпина Т.А. Драматургия позднего Г. Гауптмана и новый взгляд на немецкую литературу XX века. Н. Новгород: НГУ, 2010. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/sharypina-dramaturgiya-pozdnego-gauptmana.htm (дата обращения: 11.11.2022). Холмагорова И.Г. Гауптман. Драма заката. Москва: ГИТИС, 2012. 224 с. Франк С. Шлейермахер. Санкт-Петербург: Алетейя, 1994. 304 с. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Санкт-Петербург: Наука, 1994. 335 с. Aretz Susana. Der Opferung der Iphigenia in Aulis. URL: https://www.perlego.com/book/725482/die-opferung-der-iphigenia-in-aulis-pdf (дата обращения: 11.12.2022). Behl C.F.W. Wege zu G. Hauptmann Coslar – zwiesprache mit G. Hauptmann. München, 1949, 427 s. Hauptmann G. Abenteuer meiner Jugend. Berlin und Weimer, Fischer Verlag, 1980, 901 s. Hauptmann G. Die Kunst des Dramas. Frankfurt am Main, Propyläen, 1965, 246 s. Hauptmann G. Griechische Frühling. Berlin, Fischer, 1908, 226 s. Hauptmann G. Tagebuch 1892–1894. Frankfurt am Main, Propyläen, 1985, 282 s. Hauptmann G. Iphigenie in Delphi. Ausgewälte Werke in acht Bänden. Berlin, Aufbau-Verlag, 1962, B. IV, S. 453-619. Huch R. Ausbreitung und Verfall der Romantik. Leipzig, H. Haessel, 1902, 324 s. Meyer T. Theorie des Naturalismus. Stuttgart, Reklam, 2008, 326 s. Michaelis R. Der schwarze Zeus & G.H. zweiter Weg. Berlin, Arcon Zerlag, 1962, 480 s. Pfister M. Das Drama. Theorie und Analyse. München, Fink, 2001, 240 s. Rorty R. Der Spiegel der Natur. Eine Kritik der Philosophi. Frankfurt am Main, Suhkamf, 1987, 437 s. Santini D.G. Hauptmann zwischen Moderne und Tradition: neue Perspektiven zur Atriden – Tetralogie. Berlin & Erich Schmidt, 1998, 173 s. Sprengel P. Die Wirklichkeit der Mythen. Untersuchungen zum Werk G. Hauptmann. Berlin, S. Steineke, 1984, 230 s. Sprengel P. Der Dichter stand auf hoher Küste. G. Hauptmann in Dritten Reich. Berlin, Propyläen, 2009, 400 s. Tempel В. Ein Versuch über G. Hauptmann künstlerisches selbstverständnis URL: https://docplayer.org/110918307-Bernhard-tempel-alkohol-und-eugenik-ein-versuch-ueber-gerhart-hauptmanns-kuenstlerisches-selbstverstaendnis.html (дата обращения: 12.12.2022). Vietta S. Ästetik der Moderne. München, Wilhelm Fink Verlag, 2001, 329 s. Voigt F. Hauptmann und die Antike. Berlin, E. Schmidt, 1965, 291 s.
Информация об авторе: Склизкова Алла Персиевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной филологии, Владимирский государственный университета имени А.Г и Н.Г. Столетовых, Владимир, Россия, burelomy@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1481-1133