10
Наталия Геннадьевна Коптелова
Костромской государственный университет
Интерпретация образа сада в поэтическом сборнике Г.В. Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (1911)
Коптелова Н.Г. Интерпретация образа сада в поэтическом сборнике Г.В. Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (1911) // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 73–80. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-73-80
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-73-80
УДК: 821.161.1.09’’20’’
EDN: YKQQAV
Дата приема статьи в публикацию: 21.02.2023
Аннотация: В статье рассматривается интерпретация образа сада, представленная в первом поэтическом сборнике Г.В. Иванова «Отплытье на о. Цитеру». Доказывается, что в контексте этого художественного единства архетип сада является сквозным символом и выступает как одна из его аксиологических доминант. Показывается, что семантика и поэтика образа сада у Иванова весьма многогранна и мотивируется авторским диалогом с литературной и мифологической античной традицией, преломлённой сквозь влияние на поэта творчества А. Ватто, К. Сомова, А. Бенуа, П. Верлена, И. Анненского, М. Кузмина, Игоря Северянина, Ф. Сологуба. В статье отмечается, что в структуру образа сада, созданного в дебютном ивановском сборнике, входят и наследованный из восточнославянской мифологии архетип Водяного, и апокалиптический символ «кровавой луны». Для семантического наполнения образа сада весьма важен мотив истомы (томления), часто встречающийся в лирике поэтов рубежа веков (Анненского, Сологуба, Кузмина, Гумилёва). Смысловая эволюция архетипа сада репрезентирует значимую для поэта идею пути, ключевую для художественного сознания не только авторов Серебряного века, но и для русской литературы в целом. Вживаясь во время и пространство разных и вместе с тем в чём-то схожих «садов», Иванов намечает вектор собственного творческого развития, предсказывает движение к сборнику «Сады». Он очерчивает концепцию «странствий» по разным мифологиям и культурам, актуальную как для эстетики русских символистов, так и акмеистов.
Ключевые слова: Г.В. Иванов, образ сада, архетип, мотив, символ, интерпретация, поэтика, смысловое наполнение, эволюция.
Список литературы: Анненский И. Избранные произведения / сост., вступ. ст., коммент. А. Фёдорова. Ленинград: Худож. лит., 1988. 736 с. Арьев А.Ю. Примечания // Иванов Георгий. Стихотворения. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. С. 485–732. Васильева М.А. Двойник-отражение: эволюция мотива в лирике Георгия Иванова // Сюжетология и сюжетография: науч. журнал. 2014. № 4. С. 100–107. Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Николай Гумилев: Исследования. Материалы. Библиография. Санкт-Петербург: Наука, 1994. С. 103–123. Гумилёв Н. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1912. № 3–4. С. 99–101. Гумилёв Н. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Стихотворения. Поэмы / вступ. ст., сост., примеч. Н. Богомолова. Москва: Худож. лит., 1991. 590 с. Данилович Т.В. Поэзия русского зарубежья: творчество Г. Иванова в аспекте интертекстуального анализа // Наука о литературе в ХХ веке (История, методология, литературный процесс): сб. статей. Москва: ИНИОН РАН, 2001. С. 201–217. Дмитриева Ю.Ю. Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилёва: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2018. 197 с. Иванов Георгий. Стихотворения. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. 784 с. Кузмин М.А. Избранные произведения / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. А. Лаврова, Р. Тименчика; ред. Т. Шмакова. Ленинград: Худож. лит., 1990. 573 с. Крейд В.П. Георгий Иванов. Москва: Молодая гвардия, 2007. 428 с. Леонтьева Н.А. Реализация мотива пути в лирике Н.С. Гумилёва: попытка классификации // Известия Восточного института. 2018. № 3 (39). С. 65–71. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей; сад как текст. Москва: Согласие: Тип. «Новости», 1998. 356 с. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом мире Ал. Блока // Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Ленинград: Советский писатель, 1981. С. 6–51. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Санкт-Петербург: Типо-лит. Б.М. Вольфа, 1893. 192 с. Нагина К.А. Сад и Бог в произведениях Л. Толстого и Ф. Достоевского // Вестник Пермского университета. 2011. Вып. 7 (13). С. 139–146. Невзглядова Е.В. Сады в русской поэзии // Звезда. 2013. № 10. С. 191–204. Пороль О.А. Библейский мотив пути в лирике акмеистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 11 (47). С. 29–32. Разумовская А.Г. Сады и парки в поэзии Г. Иванова // Печать и слово Санкт-Петербурга: Петербургские чтения – 2007: сб. науч. трудов / сост. и науч. ред. Е.М. Таборисская. Санкт-Петербург: СПГУТД, 2008. С. 211–224. Разумовская А.Г. Сады российской поэзии (от символизма до постмодернизма): монография. Санкт-Петербург: ООО Студия НП-Принт, 2014. 436 с. Сологуб Ф.К. Стихотворения / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. М.И. Дикман. Ленинград: Сов. писатель, 1979. 679 с. Тахо-Годи А.А. Геспериды // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А–К / гл. ред. С.А. Токарев. Москва: Советская энциклопедия, 1982. С. 298–299. Топоров В.Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья // Облик слова: сб. ст. Москва: ИРЯ, 1997. С. 290–319. Тропкина Н.Е., Рябцева Н.Е. Образ сада в русской поэзии второй половины ХХ века и в русском фольклоре // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 4 (30). С. 144–150. Филатов А.В. Содержание понятия «адамизм» и состав адамического мифа Н.С. Гумилёва // Stephanos. 2017. № 3 (23). С. 117–125. Цивьян Т.В. VERG. GEORG. IV, 116–148: К мифологеме сада // Текст: семантика и структура. Москва: Наука, 1983. С. 140–152. Якунова Е.А. Своеобразие художественного мира ранней лирики Георгия Иванова: автореф. … канд. филол. наук. Череповец, 2004. 24 с.
Информация об авторе: Наталия Геннадьевна Коптелова, доктор филологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, nkoptelova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7145-223X