- 7
- КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТПОСТМОДЕРНИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ МАЛОЙ ПРОЗЫ)
- Cоколова И.В., Шишкова И.А. Композиционные приемы постпостмодернизма (на материале современной американской малой прозы) // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 4. С. 47–53. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-47-53.
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-47-53
- УДК: 821(73).09”20”
- EDN: YBRBUG
- Дата приема статьи в публикацию: 05.12.2022
- Аннотация: посвящена новейшим приемам построения художественного текста в американской малой прозе. Выделяются два основных типа нарратива: театральное представление и психологический этюд. Театрализованность находит выражение в элементах сюрреализма, магического реализма, абсурда, временами превращаясь в откровенный кукольный театр. В свою очередь психологический этюд предстает как рассказ-зарисовка, впечатление, чувство. Анализируются как трансформации фигуры автора, личность которого в процессе постоянной смены масок распадается на многоcущностное «я» или вовсе уходит в тень, так и героя, представляющего собой безвольное, проблемное существо с болезненной психикой. Отмечается автономность современного художественного текста, когда читатель вовлекается в творческий процесс, «дописывает» портрет персонажа. В статье обосновывается необходимость изучения новых концепций построения художественного текста. Современные авторы создают «вспышки правды», чаще всего нелицеприятной, уходя от привычных канонов и изобретая гиперболизированные средства художественной выразительности. Устанавливается, что рассказ способен уловить и запечатлеть сиюминутное, едва заметное, находящееся в стадии формирования. Вышеобозначенные тенденции хорошо прослеживаются на материале сборника Фредерика Тутена «Автопортреты: фантазии/небылицы» (2010), который можно назвать ярким примером интертекстуальности, столь важного компонента эстетики постпостмодернизма.
- Ключевые слова: композиционные приемы, театрализованность, психологический портрет, рассказ-впечатление, многосущностное «я», интертекстуальность, Фредерик Тутен.
- Список литературы: Балдицын П.В. Развитие американской новеллы. О'Генри. История литературы США. Т. 5. URL: http://american-lit.niv.ru/american-lit/istoriya-literatury-ssha-5/baldicyn-o-genri-1.htm (дата обращения: 05.09.2022). Соколова И.В. Американский рассказ ХХI века. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-rasskaz-xxi-veka (дата обращения: 04.09.2022). Соколова И.В., Шишкова И.А. Герой современной американской новеллистики. Сер.: Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021 (ноябрь). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geroy-sovremennoy-amerikanskoy-novellistiki (дата обращения: 05.09.2022). Шильке В. «Теории»: А был ли автор? Концепция «смерти автора». 2016. URL: https://concepture.club/post/obrazovanie/a-byl-li-avtor-koncepcija-smerti-avtora (дата обращения: 05.09.2022). Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой. URL: https://needlewoman.ru/skazki/eyhenbaum-o-rasskaze-tolstogo-kavkazskiy-plennik-statya.html (дата обращения: 05.09.2022). Barnes J. Julian Barnes on William Trevor's final stories – a master of the short form, Saturday 19 May 2018. URL: https://www.theguardian.com/books/2018/may/19/last-stories-william-trevor-review-julian-barnes (access date: 05.09.2022). Bender A. The Rememberer. URL: https://www.missourireview.com/article/the-rememberer (access date: 18.09.2022). Bender A. The Girl in the Flammable Skirt. The Anchor Book of New American Short Stories, ed. by Ben Marcus, Anchor Books, A Division of Random House, Inc. New York, 2004, pp. 87–94. Bernheimer K. Horse, Flower, Bird. Minneapolis, Coffee House Press, 2010, 185 p. Elliott A. Unearth. The Best American Short Stories. Mariner Books, Houghton Mifflin Harcourt, 2020, pp. 76–83. Encyclopedia.com. Tuten, Frederic, 1936. URL: https://www.encyclopedia.com/arts/educational-magazines/tuten-frederic-1936 (access date: 04.09.2022). Fokkema D. The Semiotics of Literary Postmodernism. International Postmodernism: Theory and Literary Practice, ed. by Hans Bertens and Douwe Fokkema. Amsterdam and Philadelphia, John Benjamins, 1997, pp. 15-42. Foucault M. ‟What is an author?” Essay, 1969. URL: https://wiki.brown.edu/confluence/download/attachments/74858352/FoucaultWhatIsAnAutho r.pdf (access date: 05.09.2022). Goodman A. La Vitа Nuovа. The Best American Short Stories, ed. by Heidi Pitlor. Boston, Massachusetts, 2011, pp. 87–96. Phillips B. Character in Contemporary Fiction. The Hudson Review, 56, 4, 2004, pp. 629-642. Saunders G. “Tenth of December.” Tenth of December. New York, Random House, 2013, 272 p. Tuten F. Voyagers. Self-Portraits: Fictions. New York, W.W. Norton & Co. 2010a. URL: https://www.kobo.com/ww/en/ebook/self-portraits-fictions (access date: 05.09.2022). Tuten F. Self Portrait with Circus. Self-Portraits: Fictions. New York, W.W. Norton & Co, 2010b. URL: https://www.kobo.com/ww/en/ebook/self-portraits-fictions (access date: 07.09.2022). William Trevor. Interviewed by Mira Stout. The Art of Fiction, No. 108, 2013. URL: https://www.walesartsreview.org/a-portrait-of-that-lonely-woman-william-trevors-the-ballroom-of-romance/ (date of access: 05.09.2022).