ermilova-ke-vestnik-2022-4.pdf |
- 10
- «СОН ФРАНСИОНА» В РОМАНЕ Ш. СОРЕЛЯ: К ПРОБЛЕМЕ СУЖЕНИЯ ГРАНИЦ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНЗУРЫ 1620–30-Х ГГ.
- Ермилова К.Е. «Сон Франсиона» в романе Ш. Сореля: к проблеме сужения границ символической образности в условиях цензуры 1620–1630-х гг. // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 4. С. 70–75. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-70-75
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-4-70-75
- УДК: 821(44).09”20”
- EDN: UFUSWI
- Дата приема статьи в публикацию: 05.12.2022
- Аннотация: Статья посвящена анализу сновидения Франсиона с точки зрения его символической образности, а также проблеме существования романа «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» Ш. Сореля (1623–1633) в трех редакциях. Анализируются события рассказанного героем сна, а также изменения, внесенные в текст во второй и в третьей редакциях: удаление и перестановка некоторых эпизодов с целью адаптировать текст под требования цензуры вследствие громкого судебного процесса над идейно весьма близким Сорелю французским поэтом и представителем либертинажа XVII в. Теофилем де Вио; появившийся во второй редакции комментарий Ремона, представляющий собой условно «правильную» трактовку; морализаторский комментарий «автора», включенный в текст только в финальной редакции, как и указание во вступлении его имени – Никола Мулине сьера Дю Парка, умершего в 1625 г. В процессе анализа прослеживается изменение границ символической образности рассматриваемого эпизода под влиянием самоцензуры, которые ощутимо сужаются в третьей редакции, оставляя читателю значительно меньше пространства для критического восприятия и самостоятельной расшифровки заложенных в представленном сновидении смыслов.
- Ключевые слова: Ш. Сорель, «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона», французская литература XVII в., роман, поэтика сновидения
- Список литературы: Вио Теофиль де. Избранные сочинения: «Мне правила претят, пишу, как мысль летит…» / сост., пер., вступ. ст., коммент. М.З. Квятковской. Санкт-Петербург: Наука, 2015. 468 с. Голубков А.В. Прециозность и галантная традиция во французской салонной литературе XVII века. Москва: ИМЛИ РАН, 2017. 296 с. Делон М. Искусство жить либертена. Французская либертинская проза XVIII века / пер. с франц. Е. Дмитриевой, И. Мельниковой, И. Кузнецовой, Г. Шумиловой. Москва: Новое литературное обозрение, 2013. 896 с. Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона / пер. с фр. Г. Ярхо. Москва: Правда, 1990. 592 с. Цицерон М.Т. Сновидение Сципиона / пер. В.О. Горенштейна // Эстетика. Трактаты. Речи. Письма / сост., вступ. ст. Г.С. Кнабе. Москва: Искусство, 1994. С. 387–394. Adam A. Théophile de Viau et la libre pensée française en 1620. Paris, E. Droz, 1935, 473 p. Debaisieux M. Le procès du roman. Écriture et contrefaçon chez Charles Sorel. Orléans, Paradigme, 2000, 188 p. Finn Thomas P. Mythic and modern doubt: dreams in Don Quijote and Francion. Charles Sorel. Polygraphe, textes rassemblés par Emmanuel Bury et édités par Éric Van der Schueren. Les Presses de l’Université Laval, 2006, pp. 277-286. Lafond J. Le songe de Francion revisité. Lire, Vivre Ou Menent Les Mots: de Rabelais Aux Formes Breves de La Prose. Paris, Honoré Champion, 1999, pp. 109-119. Leiner W. Le rêve de Francion considérations sur la cohésion intérieure de l’Histoire comique de Francion. La cohérence intérieure: études sur la littérature française du dix-septième siècle présentées en hommage à Judd D. Hubert. Paris, Jean-Michel Place, 1977, pp. 157-175. Ridgely Beverly S. The Cosmic Voyage in Charles Sorel's “Francion”. Modern Philology, 1967, vol. 65, № 1, pp. 1-8. Rosellini M., Salvan G. Le Francion de Charles Sorel. Neuilly-sur-Seine, Atlande, 2000, 288 p. Sorel Ch. Histoire comique de Francion, réimprimée sur l'exemplaire unique de l'édition originale (1623) et sur les éditions de 1626 et 1633, et précédée d'une introduction, par Émile Roy. Paris, Librairie Hachette, 1924, vol. 1, 197 p. Sorel Ch. Histoire comique de Francion, réimprimée sur l'exemplaire unique de l'édition originale (1623) et sur les éditions de 1626 et 1633, et précédée d'une introduction, par Émile Roy. Paris, Librairie Hachette, 1931, vol. 4, 163 p.