7
Зябликов Алексей Вячеславович
Костромской государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА В 1920–50-Е ГГ.: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Зябликов А.В. Формирование советской идентичности средствами отечественного кинематографа в 1920–50-х гг.: к постановке проблемы // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 52–62. https//doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-52-62
DOI: https//doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-52-62
УДК: 791.43.05
EDN: LHRFTN
Дата приема статьи в публикацию: 01.10.2022
Аннотация: В статье обосновывается необходимость комплексного исследования процессов формирования советской идентичности средствами кинематографа в 1920–50-х гг. Анализируются возможности игрового кино как особого инструмента влияния, как важной смыслообразующей технологии, помогавшей закрепить в общественном сознании постулаты и принципы новой эпохи, смоделировать безупречный образ страны. Кино не столько отражало реалии советского времени, сколько конструировало новую социальную реальность, закладывало базисные ценности становящейся советской действительности, формулировало цивилизационную сверхзадачу, создавало идеальные поведенческие образцы, рождало социокультурные стереотипы и ориентиры, определявшие мировоззренческое, идейно-политическое, хозяйственно-экономическое, эстетическое содержание нового жизненного пространства. Обосновывается выбор хронологических рамок исследования, предлагается историографический анализ проблемы. Выявляются сквозные темы советского кино 1920–50-х гг., оказавшие влияние на формирование новой идентичности. Формулируются возможные подходы к научному осмыслению предложенной темы, очерчивается круг наиболее перспективных исследовательских задач. В частности, отмечается необходимость системного изучения методов, приемов и форм репрезентации кинематографом советской действительности и повседневности в ее ключевых социокультурных моделях (семья, быт, школа, труд, досуг, праздник и др.) и концептах («дружба народов», «счастливая советская Родина», «трудовой подвиг», «враг народа», «пролетарская солидарность»), которые приобретали качества жизненных координат советского человека и в значительной мере определяли его миропонимание. Делается вывод о сложности, многоаспектности и многоуровневом характере предложенной темы, где смыкаются различные измерения жизни: бытовое, историческое, идеологическое, социокультурное, художественно-творческое. Обосновывается выбор междисциплинарного подхода как оптимальной методологической базы исследования, соединяющей когнитивный арсенал истории, социальной философии, культурной антропологии, искусствознания.
Ключевые слова: советский проект, цивилизационный феномен, советский человек, социокультурная идентичность, социокультурная модель, повседневность, сталинизм, агиография, пропаганда, советское кино, кинематографический образ
Список литературы: Аронсон О. Коммуникативный образ: (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007. 384 с. Архипова А., Кирзюк А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи в СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 536 с. Белова Л.И. Очерки истории советской драматургии. М.: Искусство, 1978. 343 с. Белодубровцева М. Не по плану. Кинематография при Сталине / пер. с англ. Л. Мезеновой. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 264 с. Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956) / пер. с англ. Н. Алешиной, Л. Высоцкого. СПб.: Академический проект: Изд-во ДНК, 2009. 416 с. Булгакова О. Советский слухоглаз. Кино и его органы чувств. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 320 с. Булгакова О. Сталин и кино, Сталин в кино // Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. Дюссельдорф; Бремен: Интерартекс: Эдицион Теммен, 1994. С. 65–70. Булгакова О. Судьба броненосца: Биография Сергея Эйзенштейна / пер. с англ. А.Б. Скидана. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2017. 394 с. Булгакова О. Фабрика жестов. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с. Гожанская И.В. Кино как объект культурологического исследования: автореф. … дис. канд. культурологии. Саратов, 2006. 20 с. Горелов Д. Родина слоников. М.: Флюид ФриФлай, 2018. 384 с. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР 1917–1991 гг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 407 с. Гращенкова И.М. Абрам Роом. М.: Искусство, 1977. 264 с. Грей Г. Кино: Визуальная антропология / пер. с англ. М.С. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 208 с. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998. 495 с. Дашкова Т.Ю. Телесность – Идеология – Кинематограф. Визуальный канон и советская повседневность. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 256 с. Добренко Е.А. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 424 с. Добренко Е.А. Поздний сталинизм: эстетика политики. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 712 с. Долинский М.З. Связь времен. М.: Искусство, 1976. 327 с. Долынин Б.П. Константин Юдин. М.: Искусство, 1961. 192 с. Дондурей Д.Б. Миф о Сталине: технология воспроизводства // Искусство кино. 2010. № 4. С. 15–20. Дэвис С. Мнение народа в сталинской России. Террор, пропаганда и инакомыслие, 1934–1941 / пер. с англ. В.Н. Морозова. М.: РОССПЭН, 2011. 229 с. Еланская С.Н. Социально-философский анализ советского кинематографа как средства конструирования социальной реальности: автореф. … дис. канд. филос. наук. Тверь, 2007. 23 с. Журавлев С.В. «Маленькие люди» и большая история: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920–1930-х гг. М.: РОССПЭН, 2000. 351 с. Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по-советски: роскошь в стране дефицита. М.: Изд-во «ИстЛит», 2019. 624 с. Зак М.Е. Михаил Ромм и его фильмы. М.: Искусство, 1988. 304 с. Зак М.Е. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М.: Искусство, 1974. 280 с. Зоркая Н.М. Алексей Попов. М.: Искусство, 1983. 303 с. Зоркая Н.М. История отечественного кино. ХХ век. М.: Белый город, 2014. 528 с. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М.: РОССПЭН, 2000. 229 с. Зябликов А.В. Агиографические мотивы в советском кино 1930–1950-х годов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2017a. № 3. С. 40–48. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.40 Зябликов А.В. «Культурные диверсанты»: образ интеллигента в советском кино 1930–1950-х гг. // Интеллигенция и мир. 2017b. № 2. С. 73–89. Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. М.: Искусство, 1973. 232 с. Кларк К. Москва, четвертый Рим: сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры (1931–1941) / пер. с англ. О. Гавриковой, А. Фоменко. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 520 с. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2005. 544 с. Коновалова Ж.Ф. Миф в советской истории и культуре: автореф. … дис. д-ра филос. наук. СПб., 2001. 51 с. Костырченко Г.В. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2009. 415 с. Кукулин И.В. Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 536 с. Кушниров М.А. Жизнь и фильмы Бориса Барнета. М.: Искусство, 1977. 215 с. Куртов М.А. Кино как социальный опыт: автореф. … дис. канд. филос. наук. СПб., 2011. 35 с. Кухер К. Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. 1928–1941 / пер. с нем. А.И. Симонова. М.: РОССПЭН, 2012. 349 с. Лебина Н.Б. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР – оттепель. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 203 с. Лебина Н.Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 482 с. Лепихова И.В. Герменевтика кинореальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 5. С. 64–85. Лубашова Н.И. «Кинематография» как категория теории и истории культуры // Аналитика культурологии. 2013. № 25. С. 32–35. Лубашова Н.И. Кинематография России ХХ в.: культурологический аспект: автореф. дис. … д-ра культурологии. Краснодар, 2007. 51 с. Марголит Е.Я. В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди. М.: Rosebud Publishing, 2019. 464 с. Марголит Е.Я. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с. Марголит Е.Я. Неведомому богу. Сопротивление. Киноверсия Марка Донского // Искусство кино. 2010. № 9. С. 89–97. Матузова В.И. Государство наций. Империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: РОССПЭН, 2011. 376 с. Орешкин Д.Б. Джугафилия и советский статистический эпос. М.: Мысль, 2019. 480 с. Орлов И.Б. Коммунальная страна: становление советского жилищно-коммунального хозяйства (1917–1941). М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 335 с. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2010. 316 с. Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование советской школы (1940–1980-е): коллективная монография / сост. и ред. И.В. Кукулин, М.Л. Майофис, П.А. Сафронов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 715 с. Писаревский Д.С. Братья Васильевы. М.: Искусство, 1981. 320 с. Рожков А.Ю. В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 630 с. Рольф М. Советские массовые праздники / пер. с нем. В.Т. Алтухова. М.: РОССПЭН, 2009. 438 с. Рошаль Л.М. Дзига Вертов. М.: Искусство, 1982. 264 с. Салис Р. «Нам уже не до смеха»: музыкальные кинокомедии Григория Александровна / пер. с англ. В.А. Третьякова. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 354 с. Сальникова А.А. История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 234 с. Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2007. 400 с. Стариков Н.В. Сталин. Вспоминаем вместе. СПб.: Питер, 2013. 510 с. Талал А. Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 464 с. Трофименков М.С. История русского кино в 50 фильмах. СПб.: Порядок слов: Коммерсант, 2018. 480 с. Трофименков М.С. Культовое кино. М.: Эксмо: Яуза, 2019. 288 с. Тяжельникова В.С. Повседневность и революционные преобразования советской власти // Россия в ХХ в. Реформы и революции. М.: Наука, 2002. Т. 2. С. 84–100. Ушакова С.Н. Идеолого-пропагандистские кампании в практике функционирования сталинского режима. Новые подходы и источники. М.: РОССПЭН, 2013. 213 с. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2008. 336 с. Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России ХХ века / пер. с англ. Л.Ю. Пантиной. М.: РОССПЭН, 2011. 373 с. Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя. М.: РОССПЭН, 2015. 462 с. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН: Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина, 2010. 478 с. Челышева И.В. Герменевтический анализ отечественных игровых фильмов школьной проблематики: монография. М.: Директ-Медиа, 2019. 140 с. Шкловский В.Б. Эйзенштейн. М.: Искусство, 1973. 296 с. Шлёгель К. Террор и мечта. Москва 1937 / пер. с нем. В.А. Брун-Цехового. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 742 с. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское десятилетие / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 604 с. Ямпольский М.Б. Язык – тело – случай. Кинематограф и поиски смысла. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 369 с. Янгиров Р.М. Другое кино. Статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 409 с.
Информация об авторе: Зябликов Алексей Вячеславович, доктор исторических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, a.zyablikov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2054-0066