14
Коптелова Наталия Геннадьевна
Костромской государственный университет
ОБРАЗ СТАРИКА В ПОЭЗИИ А. БЛОКА 1900-Х ГГ.
Коптелова Н.Г. Образ старика в поэзии А. Блока 1900-х гг. // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 109–116. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-109-116
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-109-116
УДК: 821.161.1.09’’19’’
EDN: OFFGTN
Дата приема статьи в публикацию: 01.09.2022
Аннотация: Статья вносит определённый вклад в изучение типологии блоковских персонажей, возникшей как результат «театрализации» лирического субъекта. В ней рассматриваются примеры некоторых лирических монологов, написанных от лица старика. Раскрывается их эстетическая природа, характеризуются поэтика и функции. Доказывается, что лирические монологи стариков, созданные в стихотворениях А. Блока 1900-х гг. («Под старость лет, забыв святое….», «Когда я стал дряхлеть и стынуть…», «Прошли года, но ты всё та же…», «Двойник»), образуют особую локальную художественную целостность внутри его поэтической «трилогии». Показывается, что в стихийно сложившемся ансамблевом единстве образ старика оказывается «лирической маской» Блока, его трагическим двойником и во многом выражает автопсихологические переживания, связанные с идеей «измены» мистическому идеалу Вечной Женственности. В статье подчёркивается, что стихотворения «Под старость лет, забыв святое…», «Когда я стал дряхлеть и стынуть…», «Прошли года, но ты всё та же…» образуют интерсубъективную парадигму. В этих произведениях образ старика соотносится не только с личностью Блока и Мережковского, но и позволяет воспринимать персонажа как совершенно самостоятельного героя, обладающего неповторимым характером. В работе делается вывод о том, что «театральность» поэтики наиболее ярко и отчётливо проявляется в стихотворении «Когда я стал дряхлеть и стынуть…», словно ориентированном на устное произнесение и сценическое воплощение.
Ключевые слова: А. Блок, образ старика, лирический герой, лирическая маска, ролевая лирика, интерсубъектность, «театральность» поэтики.
Список литературы: Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии искусствознания. Москва: Наука, 1983. С. 237–264. Белый А. Урна: Стихотворения. М.: Гриф, 1909. 143 с. Белый А. и Блок А. Переписка. 1903–1919. Москва: Прогресс-Плеяда, 2001. 608 с. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 1–8. Москва: Наука, 1997–2010. Бройтман С.Н. Русская лирика ХIХ – начала ХХ века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. 307 с. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Москва: Худож. лит., 651 с. Комментарии / Быстров В.Н., Гречишкин С.С., Грякалова Н.Ю. и др. // Блок А.А. Полное собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. Москва: Наука, 1997. С. 385–641. Коптелова Н.Г. «Театрализация» лирического героя в поэзии А. Блока: генезис и способы художественного воплощения // Вестник Костромского государственного университета. 2019а. № 3. С. 107–112. Коптелова Н.Г. Стихотворение А. Блока «Шаги Командора»: театральность поэтики // Верхневолжский филологический вестник. 2019б. № 2. С. 35–41. Коптелова Н.Г. «Сценичность» лирики А. Блока 1900–1910 годов как особая форма «театральности» // Филологический класс. 2020. № 3. С. 48–58. Магомедова Д.М. Биография и поэтика // Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. Москва: Мартин, 1997. С. 5–59. Максимов Д.Е. Об одном стихотворении («Двойник») // Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Ленинград: Советский писатель, 1981. С. 152–182. Минц З.Г. Блок в полемике с Мережковскими // Александр Блок и русские писатели. Санкт-Петербург: Искусство – СПБ, 2000. С. 537–620. Седых Э.В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 3, ч. 2. С. 210–214. Тимашков А.Ю. Интермедиальность как свойство текста и как авторская стратегия // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 5. С. 366–368. Титаренко С.Д. Интертекстуальность и интермедиальность: проблемы репрезентации в поэтике русских символистов // Интертекстуальный анализ: принципы и границы / под ред. А.А. Карпова, А.Д. Степанова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 117–130. Титаренко С.Д. Проблемы взаимодействия интертекстуальности в мифопоэтике русского символизма (от цитаты в тексте – к медиамифу) // Культура и текст. 2017. № 3. С. 54–73. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 159 с. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. Сер.: Symposium. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып. 12. C. 149–154. Тишунина Н.В. Проблема взаимодействия искусств в литературе западноевропейского символизма // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы II науч.-практ. конф., посвящ. памяти А.Ф. Лосева. Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2002. С. 100–101. Тюпа В.И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). Тверь: Тверской государственный университет, 2002. 80 с. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / сост., подгот. текста А.А. Николаева, ред. В.С. Киселёв, вступ. ст. Н.Я. Берковского. Л.: Советский писатель, 1987. 446 с. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. М.: Высшая школа, 2002. 437 с. Ханзен-Леве О.А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. Москва: Рос. гос. гуманитарный университет, 2016. 503 с.
Информация об авторе: Коптелова Наталия Геннадьевна, доктор филологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, nkoptelova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7145-223X