yudnikova-aa-vestnik-2022-2-ru.pdf |
- 14
- Образ Оптиной Пустыни в очерке К.Н. Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни»
- Юдникова А.А. Особенности художественного воплощения образа Оптиной пустыни в очерке К.Н. Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни» // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 105–110. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-105-110
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-105-110
- УДК: 821.161.1.09”19”
- EDN: FSDQSD
- Дата приема статьи в публикацию: 24.05.2022
- Аннотация: В статье рассматриваются особенности художественного воплощения образа Оптиной Пустыни в очерке К.Н. Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной Пустыни». Показывается, что образ Оптиной Пустыни, созданный в очерке Леонтьева, многогранен. В его структуру входит описание монастыря и окружающей его природы, а также образы иноков, формирующие художественную антропологию произведения. Композиционным центром очерка становится образ о. Климента. В статье отмечается, что отношение автора к Оптиной Пустыни, его убеждение в ее исключительной духовной роли для православного мира художественно воплощается, в частности, в лексическом наполнении очерка. В работе проводится сопоставление художественного воплощения образа Оптиной Пустыни в очерке Леонтьева и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Оно позволяет заключить, что Достоевский, наделяя образ монастыря сакральным смыслом, лишает его той живописности и поэтичности, которые присутствуют у Леонтьева. Делается вывод о том, что очерк Константина Леонтьева в определенной мере приближается к жанру эссе. Он имеет особую, синкретичную природу и представляет собой ценность не только с точки зрения идейно-философского содержания, но и как оригинальное художественное произведение, в котором отражаются эстетические взгляды писателя, его религиозные искания и философские воззрения. Созданный Леонтьевым образ Оптиной Пустыни может быть включен в ряд ключевых топосов, определяющих самосознание русской литературы.
- Ключевые слова: художественный образ, Оптина Пустынь, монастырь, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, художественный образ, очерк, категория пространства.
- Список литературы: Кайда Л.Г. Эссе как жанр в литературе и публицистике // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2008. № 4. С. 19–24. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева лавра; Владимир. епархия, 1995. 607 c. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. СПб.: Канон, 1996. 496 с. Леонтьев К.Н. Мои дела с Тургеневым и т. д. (1851–1861 гг.). М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 117 с. Леонтьев К.Н. Полное собр. соч.: в 12 т. / редкол.: В.А. Котельников (гл. ред.) и др. СПб.: Владимир Даль, 2003. Т. 6, Кн. 1: Воспоминания, очерки, автобиографические произведения 1869–1891 гг. 817 с. Лосский В.Н. Оптинские старцы. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/optinskie-startsy/#0_5 (дата обращения: 07.12.2021) Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века: (1840–1860 гг.). М.: Высшая школа, 1981. 480 с. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. М.: Наука, 1987. Т. 4: Письма, 1859–1861. 767 с. Феномен русского старчества: Примеры из духовной практики старцев / сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. 272 с. Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000. С. 223–228. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева: дис. ... канд. филос. наук. М., 2000. 94 с. Чехов А.П. Записные книжки. Дневники / под ред. В. Вестерман. М.: Зебра-Е, 2020. 448 с.