31
Криворучко Ирина Сергеевна
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина
Неологическая метафора как изобразительное средство современной деловой коммуникации
Криворучко И.С. Неологическая метафора как изобразительное средство современной деловой коммуникации // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 224–227. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-224-227
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-224-227
УДК: 81`42:811.111
EDN: HCKUXE
Дата приема статьи в публикацию: 12.05.2022
Аннотация: В условиях таких реалий общественного прогресса, как глобализация экономики, цифровизация бизнеса и социальной деятельности, появление новых понятий является неизбежным фактом. Помимо своей номинативной функции новые единицы языка обладают выразительным потенциалом, реализующим стратегию привлечения внимания. Современный английский деловой дискурс выступает отражением актуальных событий, происходящих в мировой экономике, в этой связи остро встает проблема изучения экспрессивной составляющей деловых текстов, поскольку именно средства выразительности, обогащающие коммуникативный процесс новыми образами, являются надежным залогом его эффективности. В своем исследовании мы обратились к анализу языковых средств, обладающих сразу двумя потенциалами экспрессивности, а именно – метафорам, появившимся относительно недавно (в период 2015–2022 гг.) в рамках английского делового дискурса и обладающим абсолютной структурной, формальной новизной, т. е метафорам-неологизмам. Интерес к метафорам с точки зрения неологии обусловлен тем, что за счет своих характеристик они придают деловым текстам образность, неординарность и обладают значительным воздейственным (прагматическим) влиянием. Необходимо отметить временный характер этого влияния: с течением времени неологизмы (метафоры-неологизмы в том числе) могут входить в постоянное употребление, что в свою очередь влечет потерю фактора новизны и его свойств и обуславливает тем самым необходимость своевременного изучения неологических процессов в языке.
Ключевые слова: деловой дискурс, бизнес-текст, изобразительное средство, эффективность общения, неологизм, метафора.
Список литературы: Белькова А.Е. Функционирование неологизмов в интернет-ресурсах: на материале сайта NоNаMе. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2018. 112 с. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. 458 с. Здановская Л.Б., Непшекуева Т.С. Особенности представления понятия «Политический Олимп» в русской языковой картине мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 4–2 (82). С. 355–359. Избицкая М.В. Современные тенденции в неологии: типология образования неологизмов и лексикографическая практика (на материале новой английской лексики из сферы «Культура» в электронных волонтёрских словарях): дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2020. 214 с. Катермина В.В., Липириди С.Х. Лингвокультурологические аспекты изучения новой лексики в условиях глобализации // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. № 4. С. 31–39. Катермина В.В., Липириди С.Х. Прагматико-аксиологический потенциал сетевых английских неологизмов туристического дискурса. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. 230 с. Нурхамитов М.Р., Геркина Н.В., Загладина Е.Н. Метафора в современных англоязычных бизнес-текстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3–3 (69). С. 147–150. Baranova E.A., Zheltukhina M.R., Shnaider A.A., Zelenskaya L.L., Shestak L.A., Redkozubova E.A., Zdanovskaya L.B. New Media Business Philosophy in Conditions of Mass Media Convergence. Online Journal of Communication and Media Technologies, 2020, 10 (4), р. 2. URL: https://www.ojcmt.net/article/new-media-business-philosophy-in-conditions-of-mass-media-convergence-8387 (дата обращения: 27.01.2022). Cambridge Dictionaries Online. URL: http://dictionaryblog.cambridge.org/tag/neologisms (дата обращения: 10.07.2021). Urban Dictionary. URL: http://www.urbandictionary.com/ (дата обращения: 10.07.2021).
Информация об авторе: Криворучко Ирина Сергеевна, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия, ira7791@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7264-1080