20
Абрамова Вероника Игоревна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Образ Ф.М. Достоевского в русской лирике XIX–XX вв.
Абрамова В.И. Образ Ф.М. Достоевского в русской лирике XIX–XX вв. // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 147–154. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-147-154
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-147-154
УДК: 821.161.1.09”19”
EDN: DHZMEO
Дата приема статьи в публикацию: 24.05.2022
Аннотация: Предметом исследования в данной статье становится образ Ф.М. Достоевского, созданный в произведениях русских поэтов XIX–XX вв. (К. Случевского, Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Блока, Саши Черного, М. Волошина, Г. Иванова, В. Маяковского, Н. Асеева, П. Антокольского, Б. Слуцкого, М. Светлова, Е. Рейна, Е. Евтушенко и др.). Анализ лирических текстов, в которых упомянут писатель, позволил выделить важные для русской культуры аспекты восприятия его личности и творчества, рассмотреть фамилию Достоевский как лингвокультурему. Автор ставил перед собой цель проанализировать составляющие образа писателя, определить причину их возникновения, отделить стереотипное от индивидуального. В работе применяются интертекстуальный анализ, биографический, сравнительный, герменевтический, имагологический методы, метод сплошной выборки. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: образ Достоевского в русской лирике XIX–XX вв. включает в себя следующие элементы: аллюзии к произведениям, отсылки к биографии автора, включение писателя в ряд других отечественных литераторов и восприятие его в мировом контексте, общую характеристику творчества и стилевых особенностей. К специфическим чертам образа Достоевского в русской лирике относятся использование в качестве рифмы к фамилии писателя годонима Невский и эпитета «резкий». Также следует отметить, что фамилия Достоевский в некоторых контекстах выступает в роли качественного прилагательного, определяя свойства других образов.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, образ, лирика, литературный контекст, петербургский текст, аллюзия, рецепция, стереотип
Список литературы: Абрамова В.И. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого сквозь призму русской лирики XIX–XXI веков // Духовное наследие Л.Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры: материалы XXXVII Международных Толстовских чтений. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. 2020. С. 8–14. Абрамова В.И. Образ А.А. Фета в русской лирике XIX–XXI веков // Русская классика. М.: Древлехранилище, 2021. Вып. 2: Фет. Чехов. Пастернак. Пришвин. С. 8–20. Абрамова В.И. Образ Н.А. Некрасова в русской поэзии (по материалам из национального корпуса русского языка) // Русская литература в иностранной аудитории. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 123–130. Анциферов Н.П. «Непостижимый город…». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб.: Лениздат, 1991. 227 с. Байяр П. Загадка Толстоевского. М.: Текст, 2019. 208 с. Боева Т. Образы Толстого и Достоевского в романе В. Пелевина «t»: Qui pro Quo. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/55/Boeva.pdf (дата обращения: 26.02.2021). Бондарев А.Г. Чеховский миф в современной поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук. Красноярск, 2008. 19 с. Волгин И. Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 года. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/volgin-propavshij-zagovor/glava-19-smertnaya-kazn-v-stihah-i-proze.htm (дата обращения: 08.02.2022). Доброхотова-Майкова Н., Пятницкий В. Веселые ребята. М.: Арда, 1998. 110 с. Иезуитова Р.В. Эволюция образа Пушкина в русской поэзии XIX века // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом), Ин-т театра, музыки и кинематографии. Ленинград: Наука, 1967. Т. 5: Пушкин и русская культура. С. 113–139. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры: Петербург / Тартуский государственный университет. Тарту, 1984. Вып. 664. С. 30–45. Магомедова Д.М. Модели писательских биографий на рубеже XIX–XX вв. // (Авто)биографический миф в литературе и искусстве: материалы VI Международной конференции молодых ученых и аспирантов». М., 2017. С. 2–3. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/new/search-poetic.html (дата обращения 27.02.2021). Пелевин В. t. М.: Эксмо, 2009. 384 с. Потехина Е.Э. Средства создания образа Ф.М. Достоевского в романе Б. Акунина «Ф. М.» // Художественный текст глазами молодых. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. 2019. С. 72–75. Селезнев Ю.И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 542 с. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. С. 259–367. Трунин С.Е. Рецепция Достоевского в современной русской прозе: основные тенденции и типы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1. С. 43–48. Шестакова Л.Л. «Он – Пушкин, и бессмертен он!»: образ Пушкина в строках поэтов серебряного века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. № 1. С. 97–102. Emerson C. Tolstoevsky. Slavic and East European Journal, 2020, 64 (2), pp. 192–194. Leerssen J. Imagology: On using ethnicity to make sense of the world. Porownania, 21, 2017, pp. 9–29. URL: https://doi.org/10.14746/p.2017.21.13943 (дата обращения: 06.06.2021).
Информация об авторе: Абрамова Вероника Игоревна, кандидат филологических наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, istinijobraz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3684-9658