- 1
- Искажение реальности в новостной журналистике: детерминирующие факторы и социокультурные следствия
- Семилет Т.А., Фотиева И.В., Витвинчук В.В., Лукашевич Е.В., Кирилин К.А. Искажение реальности в новостной журналистике: детерминирующие факторы и социокультурные следствия // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 7-14. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-7-14
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-7-14
- УДК: 070.4
- Дата приема статьи в публикацию: 09.02.2022
- Аннотация: В статье представлены итоги круглого стола, посвященного анализу факторов, провоцирующих искажение действительности в новостях СМИ, показана амбивалентность оценок и разность в определении сущности новостей и новостной журналистики. Авторы дискуссии выявляют роль технологических, экономических, политических и мировоззренческих факторов, влияющих на искажение действительности в новостях, рассматривают причины появления фейков в новостных сообщениях, их бенефициаров и получаемые бонусы, а также делают попытку выявить недоработки правовой базы в сфере ответственности коммуникаторов за недостоверность новостных сообщений. В ходе обсуждения были подвергнуты анализу тексты новостей как оппозиционной прессы, так и СМИ лоялистского уклона; рассмотрена специфика формирования и подачи новостей с точки зрения приемов искажения реальности. Доказано: искажение реальности в масс-медиа носит массовый характер, что обусловлено целым рядом факторов – технологических, экономических, политических и мировоззренческих. Эта ситуация многими журналистами и редакциями не воспринимается как проблема, что говорит о снижении профессионально-этического уровня журналистики и радикальной трансформации представлений о профессиональной ответственности. Выявленные тенденции характерны как для проправительственных, так и для оппозиционных СМИ, что подтверждено результатами эмпирических исследований.
- Ключевые слова: новости, новостная журналистика, искажение реальности, дезинформация, манипуляция, fake news.
- Список литературы: Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М: Вагриус, 1997. 383 с. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. 334 с. Конкина (Филиппова) К.М. Континуум новостей: концептуальное структурирование // Медиаскоп. 2021. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/2704 (дата обращения: 17.01.2022) Королев И.А. Категории «истинность», «достоверность», «объективность» как методологические основания верификации в журналистике // Журналистика – Медиалогия – Наставничество. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 2021. С. 66–69. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2008. № 5. С. 82–98. МакКейн Б. Почему мы следим за новостями и стоит ли это делать. URL: https://lifehacker.ru/keep-up-with-the-news/ (дата обращения: 17.01.2022) МакКуэйл Д. Журналистика и общество / пер. с англ. М.: МедиаМир, 2014. 368 с. Панченко Н.Н. Когнитивные категории «истинность» и «достоверность»: общее и различное // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 132–136. Чередниченко В.И. Принцип объективности в журналистике как научный миф // Вестник КСЭИ. 2018. № 3 (79). С. 67–69. Meyer M. The rhetorical foundation of philosophical argumentation. Argumentation, 1988, vol. 2, issue 2, pp. 255–269. Postman N. Amusing Ourselves to Death. URL: https://quote.ucsd.edu/childhood/files/2013/05/postman-amusing.pdf (дата обращения: 16.01.2022)