shishkova-ia-vestnik-2021-4-ru.pdf |
- 21
- Нравственные ценности в повести Сары Филдинг «Гувернантка, или Академия маленьких женщин»
- Шишкова И.А. Нравственные ценности в повести Сары Филдинг «Гувернантка, или Академия маленьких женщин» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 4. С. 144-150. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-144-150
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-4-144-150
- УДК: 821(410.1).09”18”
- Дата приема статьи в публикацию: 28.11.2021
- Аннотация: В данной статье речь идет о нравственных ценностях и социальных проблемах, которые запечатлены в школьной нравоучительной истории известной английской писательницы Сары Филдинг «Гувернантка, или Академия маленьких женщин», считающейся одним из выдающихся произведений, написанных специально для детей в эпоху Просвещения. В статье рассматриваются некоторые составляющие школьной повести: традиционная завязка, описание распорядка дня учебного заведения, повороты сюжета, определенные персонажи и т. д. Вместе с тем вслед за С. Филдинг поднимается вопрос детского чтения и необходимости обсуждения прочитанного с детьми. На примерах рассказов воспитанниц о жизни до школы анализируется проблема межличностных отношений персонажей в пределах семьи: с родителями, братьями и сестрами, другими родственниками, гувернантками и слугами, а также вне ее – с представителями различных социальных групп. Большое внимание уделяется изображению этикета поведения и стремлению к самосовершенствованию, а также управлению и контролю за проявлением эмоций. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что школьные истории полезны для юных читателей вследствие их злободневности и общего позитивного настроя, позволяющего подросткам преодолевать многочисленные жизненные трудности в период становления и развития их личности.
- Ключевые слова: Cара Филдинг, женское воспитание, школьная повесть, межличностные отношения, этикет поведения, детское чтение.
- Список литературы: Дубровская В.В. Концепты «три», «семь», «девять» в английской культуре // Актуальные вопросы переводоведения и практики перевода. Нижний Новгород: Альба, 2013. С. 88–96. Соловьева Н.А. Англия XVIII века: разум и чувство в художественном сознании эпохи. М., 2008. 272 с. Халтрин-Халтурина Е.В. Сестра Филдинга – «синий чулок» и автор первой «школьной» повести на английском языке: тезисы докладов // Материалы конф., посвящ. 300-летию Генри Филдинга 17 апреля 2007 г. ИМЛИ РАН. URL: http://ekhalt.freeshell.org/Articles/Sara%20Fielding_(Haltrin).htm (дата обращения: 19 июля 2021). Anizpe E., Styles M., Heath Sh.B. Reading lessons from the Eighteenth Century. Mothers, children and texts. Pied Piper Publishing Ltd., 2006, 244 p. Barchas J. “Sarah Fielding's Dashing Style and Eighteenth-Century Print Culture.” ELH, vol. 63, no. 3, 1996, pp. 633–656. JSTOR, www.jstor.org/stable/30030118 (accessed date: 22 July 2021). Boissoneault L. The First Novel for Children Taught Girls the Power of Reading. Smithsonianmag.com. April 11, 2018. URL: https//www. Smithsonianmag.com/History First -Novel - Children -Taught - Girls Power -Reading (accessed date: 20.07.2021). Butts D. Children’s Literature and Social Change. Cambridge, Lutterworth Press, 2010, 194 p. Carperter H. and Prichard M. School stories. The Oxford Companion to Children’s Literature. Oxford University Press, 1995, 588 p. Clark B.L. Regendering the School Story: Sassy Sissies and Tattling Tomboys. New-York, Garland, 1996, 307 p. Grenby M.O. Children’s Literature. Edinburgh: Edinburgh Press, 2008, 232 p. Holmes R. The Age of Wonder: Harper Press, 2009, 380 p. Locke J. Some thoughts concerning education. The Harvard Classics, 1909, 14. URL: http://www.bartleby.com/37/1/22html (accessed date: 21.07.2021). Fielding S. The Governess; or the Little Female Academy URL: https://www.gutenberg.org/files/1905/1905-h/1905-h.htm (accessed date: 19.07.2021). Hunt P. Children’s Literature. Blackwell Publishing, 2006, 334 p. Reynolds К. Children’s Literature. A Very Short Introduction. Oxford University Press, 2011, 144 p.