26
Ляховская Нина Дмитриевна
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Судьба африканской маски в произведениях франкоязычных писателей Западной и Центральной Африки
Ляховская Н.Д. Судьба африканской маски в произведениях франкоязычных писателей Западной и Центральной Африки // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 202–209. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-202-209
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-202-209
УДК: 821(6).09''20/21''
Дата приема статьи в публикацию: 18.08.2021
Аннотация: В статье рассматривается отношение современных африканских писателей к традиционной зооморфной и антропоморфной маске. В 1960–70-е гг. XX в. для сторонников теории негритюда сакральная маска воплощала дух предков и неразрывную связь с традицией. В переходную эпоху (90-е гг. XX – начало XXI вв.) наблюдается процесс десакрализации маски и появляются произведения, в которых проводится мысль о гибели традиции. В статье последовательно рассматривается история возникновения и укрепления интереса к образу африканской маски как наиболее яркому символу африканских традиций со стороны деятелей культуры, искусства и науки и отражения этого символа в произведениях представителей франкофонной литературы Западной и Центральной Африки в разные временные периоды. В статье делается вывод о трансформации взглядов исследуемых писателей на будущее африканских традиций от восторженно-романтического (как, например, в лирике Л.С. Сенгора или Эно Белинги) отношения к образам прошлого и африканской традиции – маскам, культу предков – до отчаяния и горечи от осознания десакрализации традиционных объектов и образов и профанации традиции под давлением реалий современности (драматургия К. Кваюле). Отношение африканских писателей к образу маски, напрямую связанному с темами сбережения традиций и поиска литературными героями-африканцами своей идентичности, постепенно меняется, демонстрируя пессимистический взгляд франкофонных африканских писателей на будущее африканских традиций.
Ключевые слова: традиция, маска, зооморфизм, антропоморфизм, эстетический канон, десакрализация, бифуркация сознания.
Список литературы: Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки. М.: Искусство, 1986. 310 с. Померанц Г. Выход из транса. М.: РоссПэн, 2010. 58 с. Леопольд Седар Сенгор. Избранная зарубежная лирика. М.: Молодая гвардия, 1969. 64 с. Bebey F. La Poupée aschanti. Jaoundé, CLE, 1973, 221 p. Gabus J. Art Négre. P., 1965. Dongala E. Les petits garƹoni naissent aussi des étoiles. Paris, Le serpent à plumes, 1998, 396 p. Belinga S.M.E. Masques Negré. Yaoundé, CLE, 1972. Kouruma A. En attendant le vote des bêtes sauvages. Paris, Seuil, 1998, 368 p. Kouruma A. Allah nˈest pas obligé… P., Seuil, 2002, 224 p. Kwahule K. Le masque boiteux. Histoires des soldats. P., Editions theatrales, 2003, 55 p. Kwahule K. Monsieur Ki. Rhapsodie parisienne à sourir pour caresser le temps. P., Gallimard, 2010, 160 p. Lopes E. Chercheur dˈAfriques. P., Seuil, 1990, 301 p. Lopes E. Le pleurer-rire. P., Présence africaine, 1982, 315 p. Bakr S. Masques africaines. P., Lotus, 1987.
Информация об авторе: Ляховская Нина Дмитриевна, доктор филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, samaki@mail.ru