20
Муравьева Алла Владимировна
Ивановский государственный университет
От абсурдизации к субъективации в пьесе братьев Пресняковых «Терроризм»
Муравьева А.В. От абсурдизации к субъективации в пьесе братьев Пресняковых «Терроризм» // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 150-155. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-2-150-155
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-2-150-155
УДК: 821.161.1.09"21"
Дата приема статьи в публикацию: 10.05.2021
Аннотация: Статья посвящена функционированию абсурдистских элементов и способам их организации в пьесе братьев Пресняковых «Терроризм», а также иллюстрации субъективности как одной из наиболее значимых для «новой новой драмы» категорий. Акцент в работе делается на паратекстуальных элементах, в первую очередь ремарках. В начале исследования утверждается тезис о принадлежности «Терроризма» «новой драме» XXI столетия, а значит, о специфичности композиционной и сюжетной организаций. Основу статьи составляет текстовой анализ ремарочного элемента, позволяющий проследить образование и формы бытования абсурдистских компонентов, а также возникновение различных форм субъективности. В процессе анализа определяется перечень средств и приёмов абсурдизации, среди которых основными являются проработка структуры высказывания (нарушение логики, замедление действия путём введения однотипных/тавтологичных конструкций), работа с лексической составляющей (различные виды художественных смещений, а также частотное введение модальных компонентов). Доказывается, что беллетризация пьесы посредством включения в текст ремарок лирического компонента нарушает способ прочтения и позволяет частично соотносить драму с пьесой для чтения, что, в свою очередь, увеличивает интерпретационность текста и даёт возможность говорить о введении в него фигуры читателя. Делается вывод о корреляции процессов абсурдизации и субъективации в пространстве пьесы. Абсурд, в свою очередь, обозначается как элемент, определяющий тип восприятия; компонент, способствующий умножению форм субъективности; пространственная и текстовая доминанта, демонстрирующая отношение текста пьесы с действительностью.
Ключевые слова: абсурд, ремарка, драматургический паратекст, новая драма, постдрама, субъект, «новая искренность»
Список литературы: Васильева С.С. Пути развития русской драматургии конца XX века // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 11. С. 96–101. Ветелина Л.Г. «Новая драма» ХХ–ХХI вв.: проблематика, типология, эстетика, история вопроса // Вестник Омского университета. 2009. № 1. С. 108–114. Возмищева Е.В. Функции ремарки в драматургии Василия Сигарева // Уральский филологический вестник. Сер.: Драфт: молодая наука. 2013. № 5. С. 244–250. Екабсонс А.В. К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259). С. 38–44. Пресняков В., Пресняков О. Терроризм // Пресняков В., Пресняков О. The best. М.: Эксмо, 2005. С. 237–301. Страшкова О.К., Бабенко И.А., Купреева И.В. К вопросу об актуальных проблемах исследования истоков жанрового синтеза в поэтике отечественной драматургии XX–XXI веков // Научный диалог. 2017. № 12. С. 251–262. Толчеева К.В. Авторская ремарка как средство визуализации и характеризации персонажа // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 1. С. 51–59.
Информация об авторе: Муравьева Алла Владимировна, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, a-mour@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-8219-7908