19
Минералова Ирина Георгиевна
Московский педагогический государственный университет
Цуруева Петимат Шариповна
Московский педагогический государственный университет
Эксперимент в прозе Бориса Рахманина: формы изобразительности, синтез жанров
Минералова И.Г., Цуруева П.Ш. Эксперимент в прозе Бориса Рахманина: формы изобразительности, синтез жанров // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 143-149. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-2-143-149
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-2-143-149
УДК: 821.161.1.09"20"
Дата приема статьи в публикацию: 10.05.2021
Аннотация: В статье исследуется творческий опыт Бориса Рахманина-прозаика, развивавшего новые формы синтеза в русской прозе 1960–80-х годов. Приемы, которые он апробирует, способствовали лиризации прозы, оригинальность в авторском определении жанра указывала на особый ход мысли автора. Рахманинские приемы берут начало в экспериментах прозы рубежа ХIХ–ХХ веков (Андрея Белого, Евгения Замятина и др.) и диалоге с современниками (Э. Межелайтис, Ю. Марцинкявичус). Анализ используемого Б. Рахманиным ресурса способов синтеза в его прозе позволяет указать на их функциональность в создании образа жизни и образа мыслей современников писателя, дает представление об индивидуальном стиле писателя.
Ключевые слова: художественный синтез, стиль, метризованная проза, коллаж.
Список литературы: Белый Андрей. Глоссолалия. М.: Evidentis, 2002. 96 с. Бунин И.А. Смарагд // Бунин И.А. Собрание соч.: в 6 т. М.: Художественная литература, 1988. Т. 5. 640 с. С. 304–306. Коллаж // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с. Коллаж // Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures (дата обращения: 26.02.2021). Марцинкявичус Ю. Homo sum. URL: http://mirpoezylit.ru/books/5716/3/ (дата обращения 10.01.2021). Межелайтис Э. Человек. М.: Художественная литература, 1964. 124 с. Минералов Ю.И., Васильев С.А. Национальное как фактор художественности в русской литературе. М.: Изд-во Литературного института, 2010. 184 с. Минералова И.Г. «Муравский шлях» И.А. Бунина как пример русского стиля // Национальный стиль русской литературной классики. М.: Литера, 2016. С. 121–128. Овчаренко О.А. Русский свободный стих. М.: Современник, 1984. 206 с. Пастернак Борис. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель: Ленинградское отделение, 1976. 608 с. (Библиотека поэта). Рахманин Б.Л. Добрый человек. М.: Советский писатель, 1963. 67 с. Рахманин Б.Л. Ворчливая моя совесть // Ворчливая моя совесть. М.: Советский писатель, 1981. С. 4–237. Семенов В.Б. Метризованная проза // Теория литературы: Стиховедение. URL: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/help.php#active (дата обращения: 26.02.2021). Сибирь в живописи СССР. URL: https://culture-art.ru (дата обращения: 26.02.2021).
Информация об авторе: Минералова Ирина Георгиевна, доктор филологических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ig.mineralova@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0002-3836-1368
Информация о соавторе: Цуруева Петимат Шариповна, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, tsuruyeva.petimat@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7388-1652