5
Секенова Ольга Игоревна
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Практики научной повседневности в эго-документах первых русских женщин-историков второй половины XIX – начала ХХ вв.
Секенова О.И. Творческий исследовательский процесс в эго-документах первых русских женщин-историков второй половины XIX – начала ХХ вв. // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 39-44. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-39-44
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-39-44
УДК: 930.1(091)«19/20»
Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
Аннотация: В статье рассматриваются различные этапы творческого процесса в исторических исследованиях как отражение профессиональной повседневности первых русских женщин-историков. Используя принадлежащие им эго-документы, становится возможным реконструировать основные сложности при сборе материала, создании научных текстов и публикации результатов исследований, типичные для женщин-историков и необычные для их коллег-мужчин. Так, первые женщины-историки вынуждены были самостоятельно осваивать азы исследовательской работы (даже в программе Высших женских курсов изначально не предполагалось обучать курсисток методике исторических исследований), пытаться создать собственные методики исторических исследований. Несмотря на активную научную работу женщин-историков, во второй половине XIX – начале ХХ вв. практически нет их значимых публикаций – слишком редко женщины решались самостоятельно публиковать свои работы (это было сопряжено со значительными расходами), тогда как профессиональные издатели боялись отсутствия коммерческого успеха работ женщин-историков. Эго-документы свидетельствуют о случаях заимствования результатов исследовательского труда женщин-историков, необходимости скрывать свое настоящее имя по требованию издателей и иных проявлениях дискриминации первых исследовательниц в российской исторической науке.
Ключевые слова: академическая повседневность, женщины-историки, история науки, женская история
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-09-00191
Список литературы: Андрияшев А.Ф. Начальное обучение грамоте по звуковому способу. Киев: ред. Киев. нар. календаря, 1875. 67 с. Белозерская Н.А. Автобиография // Исторический вестник. 1913 (июнь). Т. 132. С. 925–937. Белозерская Н.А. Царское венчание в России. М.: Русская мысль, 1883. Кн. 4. С. 1–40; Кн. 5. С. 1–48. Вахромеева О.Б. Профессорские семинары Петербургского университета как неотъемлемый элемент научной школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professorskie-seminary-peterburgskogo-universiteta-kak-neotemlemyy-element-nauchnoy-shkoly (дата обращения: 17.12.2020). Гельвих А. Шугуров, Михаил Федорович // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1911. Т. 23: Шебанов – Шютц. С. 503–504. Долгова Е.А. Методология исторической науки в работах Н.И. Кареева 1917–1931 гг.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2013. 261 с. Литвинова П.Я. Азбука для народных школ / сост. по звуковому способу для нагляд. обучения П. Литвиновою. Киев: Тип. С.Т. Еремеева, 1877. 40 с. Литвинова П.Я. Южно-русский народный орнамент. Киев: Изд. Бец в литогр. Фрица, 1878. Вып. 1: Черниговская губерния, Глуховский уезд. 13 с. 20 л. 12 цв. таблиц. Литвинова П.Я. Русские народные узоры / собр. П.Як. Литвиновой. Киев: Ред. Киев. нар. календаря, 1877. 17 л. Павловская С.В. Воспоминания и дневники отечественных историков как исторический источник изучения общественно-политической и научно-педагогической жизни России конца XIX – начала XX веков: дис. ... канд. истор. наук. Н. Новгород, 2006. 295 с. Пушкарева Н.Л. Женщины-историки в России 1810–1917 гг. // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2012. № 1 (18). С. 228–245. Пушкарёва Н.Л. Эвристическая ценность автобиографий для гендеролога: сопоставляя теоретические итоги российских и зарубежных автобиографических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: История России. 2019. Т. 18. № 2. С. 214–245. Ростовцев Е.А. Н.И. Кареев и А.С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX–XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 4. С. 105–121. Семевский М.И. Царица Прасковья, 1664–1723: Очерк из рус. истории Михаила Семевского. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Ред. журн. «Рус. старина», 1883. 256 с. Сидорова Л.А.Советская историческая наука середины ХХ века: Синтез трех поколений историков. М., 2008. 294 с. Спаська Ї. Пелагея Яковівна Литвинова: Нарис її життя та праці за її рукописами та родинними документами // Етнографічний вісник. 1928. Кн. 7. С. 168–199. Хаховская Л.Н. Этнокультурные различия сквозь призму опыта полевого исследователя (на материале дневника Д.Л. Иохельсон-Бродской) // Россия и АТР. 2017. № 2 (96). С. 201–204.
Информация об авторе: Секенова Ольга Игоревна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Москва, Россия, jkzkray@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9246-2728