30
Муравьева Алла Владимировна
Ивановский государственный университет
К вопросу о восприятии абсурда современной литературной практикой (пьеса И. Вырыпаева «Сны»)
Муравьева А.В. К вопросу о восприятии абсурда современной литературной практикой (пьеса И. Вырыпаева «Сны») // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 200-204. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-200-204
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-200-204
УДК: 821.161.1.09«20»
Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению комплекса абсурдистских техник и методик, проявленных в пьесе И. Вырыпаева «Сны», которые – по предварительной гипотезе – эволюционно развиваются в тексте, демонстрируя историю становления и развития абсурда в отечественной литературной практике XX века в целом. В ходе исследования было установлено, что всю совокупность абсурдизирующих пространство пьесы средств условно можно разделить на три части: 1) отвечающую абсурдистско-авангардным техникам начала ХХ столетия, 2) иллюстрирующую экзистенциальный драматический локус середины ХХ века, 3) демонстрирующую функционирование феномена абсурда в отечественной постмодернистской драме конца ХХ – начала ХХI вв. Построенная на принципах смещения и замещения, пьеса «Сны» последовательно иллюстрирует смену механизма построения текста: от полуабстрактных компонентов, ориентированных на метафоризацию пространства текста и на прямое нарушение формальной логики, пьеса посредством введения социального подтекста приходит к постановке экзистенциальной проблематики, а через неё, главным образом – через абсурдистский элемент, выходит к типичным постмодернистским принципам организации текстового пространства. Основным выводом исследования является тезис о характеристике «Снов» как пьесы-метафоры, отражающей динамику развития абсурда в XX веке.
Ключевые слова: абсурд, авангард, новая драма, постдрама, экзистенциальная драма, ониризм
Список литературы: Иоффе Д. Fin de siècle трансгрессивности русского поставангарда: эстетика и практика трансфуризма // Новое литературное обозрение. 2018. № 1. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2018/1/fin-de-siecle-transgressivnosti-russkogo-postavangarda.html (дата обращения: 31.10.2020). Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. 288 с. Кобринский А.А. Авангард после авангарда // Дружба народов. 2004. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/4/kobr11.html (дата обращения: 16.10.2020). Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 2 т. М.: Издательский центр «Академия», 2003–2006. Т. 1. 688 с. Пацюков В. Симметрия в пространстве ушедшего века: первый и второй русский авангард. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/82/article/1792 (дата обращения: 31.10.2020). Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12. URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=2270&id=3848 (дата обращения: 16.10.2020).
Информация об авторе: Муравьева Алла Владимировна, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, a-mour@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-8219-7908